РАЗРАБОТКИ
|
Некоторые методические рекомендации по организации школьных олимпиадАвтор: Махмутов Федор Римович Современным требованиям к организации обучения школьников, согласно Концепции модернизации российского образования, соответствует учитель, направленный на развитие творческой, социально-активной личности, способный выявить ее познавательные интересы и потребности, выдвинуть задачу развития познавательных способностей, активизации познавательной самостоятельности обучаемых. Современное поколение, которое растет в условиях стремительных перемен, будет жить в совершенно ином обществе, динамически изменяющемся, в связи с этим важнейшей становится проблема подготовки молодёжи к самостоятельным действиям, принятию решения, не потеряв при этом своей личностной самобытности, нравственных начал, способности к самопознанию и самореализации. Среди всех видов и форм деятельности обучаемых, способствующих активизации познавательной самостоятельности, реализации творческого потенциала школьников, особое место занимает участие школьников в олимпиадах. Предметные олимпиады являются соревнованием школьников по общеобразовательным предметам. Главной задачей олимпиад, по нашему мнению, становится повышение интереса учащихся к изучению школьных дисциплин и выявление талантливых учащихся. Возможности олимпиады велики, они позволяют не только школьникам, но и учителям проверять и критически оценивать свои возможности, определяться в выборе дальнейших путей образования. Если сравнивать с конкурсами, написанием рефератов или исследовательских работ, то олимпиады охватывают более значительный круг знаний по тому или иному школьному курсу и способствуют формированию эрудиции, что является важным для любого учителя. В изучение предмета олимпиады привносят творческое начало. Дети, увлеченные той или иной наукой, не должны откладывать творчество на завтра. Они имеют возможность пробовать свои силы уже сегодня в достаточно серьезных испытаниях. Большинство школьных предметов предполагают проведение внутришкольных, городских, областных, окружных, российских и международных олимпиад. В них могут принимать участие учащиеся 1–11-х классов (важно учитывать, что наряду с традиционными олимпиадами также проводятся дистанционные интернет-олимпиады по всем предметам – от информатики и математики до истории и биологии). Предусмотрено проведение олимпиад среди учащихся классов развивающего обучения и другие состязания школьников (математические турниры, КВН, и т.д.). Администрация образовательного учреждения в соответствии с локальным актом «Положение о проведении внутришкольной олимпиады» осуществляет руководство подготовкой и проведением предметных олимпиад, создает все необходимые условия для ее проведения. Методические объединения утверждают жюри олимпиады, для проведения олимпиады выделяется необходимое количество кабинетов, учителя и школьники-участники олимпиады освобождаются от занятий, поощряются победители и учителя, которые их подготовившие, и т. д. Время проведения внутришкольных олимпиад обычно жестко привязано ко времени проведения городских (районных) олимпиад. Городским (районным) олимпиадам должны предшествовать внутришкольные, поэтому рекомендовано их проводить в первой половине второй учебной четверти. Чтобы подготовить обучающихся к олимпиаде, необходимо немало времени. Безусловно, процесс подготовки к олимпиадам следует начинать с начала учебного года. Для этого учитель выбирает в каждом классе небольшую группу учащихся из 3–5 человек, которые интересуются предметом и достигают наилучших результатов в обучении. В особой подготовке нуждаются учащиеся прежде все-го потому, что при организации и проведении олимпиад предпочтение отдается оригинальным идеям решения тех или иных проблем с четким их обоснованием, выбору оптималь-ного метода выполнения задания, аргументированным выво-дам и т. д. Следует принимать во внимание тот факт, что участникам олимпиад нередко предлагаются задания не только с использованием программных понятий и законов, но и такие, которые выходят за рамки учебных программ даже углубленного изучения предмета. Методические объединения учителей-предметников примерно за 2–3 недели до проведения внутришкольной олимпиады разрабатывают и утверждают задания, которые составляются с учетом многолетней практики участия обучающихся в городских и областных предметных олимпиадах и требований, предъявляемых к ним. В олимпиадные задания для любого класса по любому предмету рекомендуется включать вопросы из разных курсов данной дисциплины, а не только из тех, которые изучаются в данном классе в школе. Победителями школьной олимпиады могут стать только хорошо ориентирующиеся в разных областях науки ученики. Среди заданий школьной олимпиады содержатся, как правило, вопросы и упражнения различных типов и степени сложности. Они состоят из нескольких более простых, «утешительных» вопросов для менее подготовленных учеников или тех, кто впервые участвует в олимпиаде школьников. Легкие вопросы в олимпиадных заданиях должны быть в наличии обязательно, так как, если перед новичками поставить сразу очень сложную задачу, то есть риск навсегда вселить в них неверие в свои силы с отрицательными последствиями. Но главная роль при отборе победителей школьного тура олимпиады принадлежит сложным вопросам. В их решении от участников олимпиады требуется большое напряжение сил, и с ними могут справиться только учащиеся, находящиеся на достаточно высокой ступени интеллектуального развития и овладения системой знаний по математике. К каждому отдельному вопросу школьного тура основное методическое требование вытекает из общего характера большинства заданий или городского, или областного туров олимпиады. Суть его заключается в том, что ответ на олимпиадный вопрос должен показать, насколько обучающийся может творчески использовать имеющиеся у него знания, в какой степени он владеет фактами науки, абстрактным мышлением, способен ли он логически думать. Соблюдение этого требования особенно важно в проведении олимпиад, где принимают участие учащиеся профильных классов, потому что часто учителя, работающие в данных классах, уделяют внимание в первую очередь «знаниевому» компоненту воспитательно-образовательного процесса, при этом не обращая внимания на необходимость развития самостоятельных познавательных и творческих сил обучающихся. Можно прийти к выводу, что главное в вопросах школьной олимпиады – это наличие заданий творческого характера, которые требуют от школьников проявления навыков познавательной самостоятельности. Школьная администрация, опираясь на отчеты о проведении внутришкольных олимпиад, которые предоставляют председатели методических объединений учителей-предметников, обобщает и анализирует полученные результаты, утверждает состав команды на городские олимпиады и оформляет заявки на участие в них. К городской олимпиаде учителя готовят победителей внутришкольных олимпиад. Для подготовки к городскому туру олимпиады требуется разработка индивидуальной программы для каждого участника, в ней учитывается степень его владения фактическим материалом по разным разделам того или иного школьного курса, уровень сформированности познавательной самостоятельности, особенности мышления и творческий потенциал, а также другие факторы. Когда программа будет разработана, начинается ее последовательная реализация. Работа должна вестись с учетом всех разделов школьного курса математики, в том числе рассматриваются задания разной степени сложности, структуры и характера. Следует учитывать, что работу по подготовке обучающихся к олимпиаде нельзя сводить лишь к рассмотрению тех заданий, которые предлагает учитель. Предполагается и большая самостоятельная работа ученика с дополнительной литературой, в том числе и самостоятельный поиск ответов на вопросы и задания, предлагаемые учителем. Вся эта работа содержит огромный потенциал для развития познавательных сил обучающегося - участника олимпиады. Для участия в областных олимпиадах готовятся победители городских предметных олимпиад. Подготовка школьников к областным олимпиадам организуется примерно так же, как и подготовка к городским олимпиадам, но задания и вопросы, которые рассматриваются при этом, являются уже более сложными. При подготовке обучающихся к областным олимпиадам рекомендуется широко использовать задания олимпиад прошлых лет. Таким образом, подготовка школьников к олимпиадам предусматривает не столько «наполнение и накачивание» их дополнительными знаниями (они знают достаточно много), сколько опирается на широкое использование заданий творческого характера, которые ориентированы на оригинальное решение поставленных математических проблем. Педагогический опыт показывает, что олимпиады дают огромный потенциал для выявления наиболее талантливых, увлеченных наукой школьников, помогают в построении для Успешность выступления обучающихся в олимпиадах является результатом работы и учителя-предметника, и деятельности администрации школы, которая создает условия для качественной подготовки обучающихся к предметной олимпиаде.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Родителям
Домашние задания первоклассника "Живой песок" - использование кинетического песка в детском саду Формирование мотивации учебной деятельности младших школьников Что делать родителю, если у ребенка нет друзей. Как помочь и как не навредить? Советы, которые стоит знать родителям будущих первоклассников |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены