РАЗРАБОТКИ
|
Формирование регулятивных УУД на уроках математики в начальных классахДля того чтобы человек мог успешно жить и существовать в современном обществе, в котором быстрыми темпами развивается наука и техника, создаются новые информационные технологии, он должен обладать регулятивными действиями, т.е. уметь ставить перед собой цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации. В школе учат детей решать примеры и математические задачи, анализировать содержание текста, но не помогают в освоении умений выходить из сложных жизненных ситуаций. Сейчас перед каждым учеником стоит проблема переводной или итоговой аттестации. Умения подготовиться и успешно ее пройти должны начать формироваться уже в начальной школе. Школьник должен уметь правильно ставить перед собой учебную задачу, оценить уровень своих знаний и умений. Чтобы ребенок не растерялся в ответственный момент, ему необходимо овладеть УУД — универсальными учебными действиями. Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода группой авторов под руководством А.Г.Асмолова. Эта концепция в начальной школе призвана конкретизировать требования к результатам начального общего образования и дополнить традиционное содержание образовательно-воспитательных программ. Она необходима для планирования образовательного процесса в начальной школе и обеспечения преемственности образования. По замыслу авторов стандарта «в сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение».(1) Какие же регулятивные умения формируются в процессе обучения в начальной школе? Ученик научится:
Составление технологических карт уроков по формированию УУД – дело непростое, но сегодня – это требование времени. Если рассматривать формирование регулятивных учебных действий на уроках математики, то используются следующие виды заданий: формулирование цели и темы урока, постановка учебной задачи, проблемная задача, решение текстовых задач (в соответствии с алгоритмом), преднамеренная ошибка, задания на самоконтроль и взаимоконтроль, задание «оцени результат», работа с учебником, подведение итогов урока. Ученик будет усваивать учебный материал, когда у него есть мотивация и внутренняя потребность такого усвоения. Ведь мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется интерес и желание что-либо понять, начинает думать с возникновения проблемы или вопроса, недоумения или удивления. Только в этом случае урок будет источником для познавательной деятельности, будет активизировать и направлять мышление. Прежде всего на начальном этапе ученик должен понять, что он знает и чего не знает, и, самое главное, захотел бы узнать. На первых уроках первого класса важно ввести понятие темы урока, дав доступное детям этого возраста определение: «У каждого урока есть тема. Тема – это то, о чём мы будем говорить на уроке». Ее должны сформулировать сами учащиеся, опираясь на то, чего они не знают, какого знания им не хватает. («Мы не смогли выполнить задание, потому, что мы не изучили ...») (3) С первого года обучения дети учатся ставить цель, составлять план для достижения этой цели. Исходя из цели и плана, они должны предположить, каких результатов они могут достигнуть. Чтобы цель урока стала принадлежностью каждого, важно ответить на вопросы: «Зачем?» и «Где или для чего могут пригодиться полученные знания?», «Для чего нам нужно изучить…» Обычно ставятся вопросы: - Какую цель нам надо перед собой поставить? - Как бы вы предложили сформулировать тему урока? Для того чтобы ребенок мог проверить правильность своих действий нужен эталон,т.е. четкий оформленный критерий, фиксирующий все шаги алгоритма. Такой эталон используется при решении задач. Он помогает осознать причину ошибки. В эталоне для самопроверки зафиксированные шаги алгоритма решения сопоставляются с самим решением. Его использование при работе над ошибками позволяет избежать формального выполнения задания. Для того чтобы ученик правильно работал с эталонами, его необходимо этому учить: самостоятельно составлять его на уроке «открытия» нового знания, использовать на этапе самоконтроля. Важно, чтобы уже на уроках «открытия» нового знания учащиеся, допустившие ошибки, могли определить место и причину, озвучивая их и проговаривая вслух. Сформированные способности к самопроверке помогают при выполнении самостоятельных и контрольных работ, домашних заданий. Ученикам нравится выполнять задания на исправление преднамеренных ошибок в решении, на восстановление частично стертых записей. Решение специальных заданий на выявление ошибок различного уровня и вида: математических, логических, случайных и преднамеренных. Такие задания тренируют умения искать ошибки. Например: найти шибки и исправить их, восстановить стертые записи. (45 : 5) + 9 = 19 68 + 25 = 92 12 см = 1 дм 2 мм 25…5 = 5 Для формирования регулятивных учебных действий используются самоконтроль, контроль и взаимоконтроль. Пример 1. Организация работы на примере проведения математического диктанта. На доске заранее написаны ответы. После того как детьми написан диктант, ответы открываются, и каждый самостоятельно проверяет свою работу и оценивает ее, согласно критериям, предложенным учителем. Такой вид проверки направлен на развитие внимания и умения адекватно оценивать себя самого. К концу первого года обучения уже третья часть учащихся, выполнив задание, пытается оценивать свою работу без напоминания и эта оценка часто совпадает с учительской. Пример 2. Ученики меняются тетрадями и осуществляют взаимопроверку, с последующей проверкой учителем или с последующим обсуждением в паре допущенных ошибок. Возникает момент ответственности за одноклассника, развивается внимание, появляется необходимость начать обсуждение ошибок, а значит вступить в диалог. Довольно быстро дети научатся и с удовольствием станут выполнять эту работу адекватно. Уже во 2 классе в конце урока часто используется рефлексивная таблица, где каждый ученик ставит условные знаки («+», «?») или заканчивает предложение: Поставьте знаки «+», «?» или продолжите предложение. Новая тема мне понятна Я хорошо понял алгоритм Я знаю, как пользоваться алгоритмом Я сумею найти: В самостоятельной работе у меня всё получилось Я понял алгоритм, но в самостоятельной работе допустил ошибки Мне необходимо дома… Я доволен своей работой на уроке На уроке я учился учиться Данного вида таблица может изменяться в зависимости от темы, цели и задач урока. В ней должно быть зафиксировано новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учеником своей собственной учебной деятельности. При организации современного урока учитель должен видеть в каждом ребенке звездочку. А каждая звезда имеет свой путь полета и каждая мечтает засиять на небосклоне.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены