РАЗРАБОТКИ
|
Формирование коммуникативной компетенции обучащихся на уроках литературы в условиях современной школыАвтор: Жернова Людмила Владимировна Описание работы: данная статья предназначена для учителей литературы. В ней рассказывается о том, каким образом можно формировать универсальные учебные действия на уроках литературы. Статья «Формирование коммуникативной компетенции обучающихся на уроках литературы в условиях современной школы» направлена на решение проблемы, связанной с воспитанием и социально-педагогической поддержкой становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества, как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны. Литература и искусство - важнейшие национальные ценности России, поэтому «Литература» как один из ведущих гуманитарных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. В условиях создания инновационной экономики необходимо быть еще и творческим, компетентным гражданином. Решение данной проблемы видится в целенаправленном повышении и формировании уровня речевой культуры молодежи, что способствует формированию всесторонне развитой личности, способной грамотно строить взаимоотношения с обществом, государством, другими людьми. Коммуникативная компетентность (далее КК) – основа практической деятельности человека в любой сфере жизни. Роль владения своей речью трудно переоценить. Профессиональные, деловые контакты, межличностные взаимодействия требуют от современного человека универсальной способности к порождению множества разнообразных высказываний как в устной, так и в письменной форме. Обучение учеников устному и письменному речевому общению (коммуникативной компетенции) приобретает особую значимость в современной ситуации, когда неуклонно снижается уровень национальной языковой культуры в целом: в средствах массовой информации, в художественной литературе, в публицистике и в повседневном общении носителей языка. Как бы ни был значителен прогресс в области высоких технологий, он не вызывает «автоматического» роста человеческого сознания и не влияет напрямую на развитие мышления и речи. Специально организованный процесс формирования коммуникативной компетенции гарантирует не только формирование и развитие базовых личностных образований, напрямую зависящих от мышления и речи, но и становление высших уровней социализации индивида. В настоящее время основными задачами формирования речетворчества является построение свободных, корректных, уместных и успешных устных высказываний, а также умение создавать письменные тексты адекватных стилей и жанров. Этому молодых людей должна научить школа, которая, к сожалению, не имеет альтернативных целевых образовательных программ, гарантирующих высокий результат в формировании коммуникативных умений учеников, а также не располагает методическими и научно–практическими исследованиями, решающими задачу анализа «отношений между мыслью и словом» (Л. С. Выготский), что так необходимо современному педагогу, обеспечивающему становление новых генетических уровней мышления и речи. Усиление гуманизации и гуманитаризации содержания образования требует постоянного поиска новых организационных форм и технологий обучения, использования эффективных приемов и способов педагогической деятельности. Существенно возросшие требования к уровню подготовки выпускников и уровню их духовно-нравственного развития изложены в Государственных образовательных стандартах. Актуальным требованием к выпускнику школы является повышение уровня его филологической культуры, глубокое понимание им тенденций и закономерностей литературного процесса, осознание им смысловых и нравственных положений, скрытых в литературном произведении, познание выпускником искусства слова. Таким образом, коммуникативная компетенция – это знания и умения, необходимые для понимания чужих и создания собственных программ речевого поведения, адекватного целям, сферам, ситуациям общения. Коммуникативная компетенция предполагает владение всеми видами речевой деятельности, умение переключаться в процессе общения с одного кода / стиля на другой в зависимости от условий общения, обеспечивает базовое владение современным русским литературным языком. Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Проблема культурного общения школьников – одна из самых важных сегодня в организации социальной учебной среды. Для школьников обучение и общение являются неотъемлемыми видами деятельности, поскольку в ближайшей судьбе школьника именно коммуникативная компетентность начнет играть основополагающую роль, помогая адаптироваться в условиях современной жизни. Так, в Федеральном базовом компоненте образования по русскому языку и литературе говорится о языковой и коммуникативной компетенции как о сквозных линиях, пронизывающих весь курс родного языка. В Стандарте нового поколения содержание образования детально и подробно не прописано, зато четко обозначены требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:
По точке соприкосновения требований к результатам видно, что одной из ключевых компетенций является коммуникативная, которая обеспечивает успешную социализацию, адаптацию и самореализацию в современных условиях жизни. Коммуникативная компетентность означает готовность ставить и достигать цели устной и письменной коммуникаций: получать необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным и т.п.) других людей. Коммуникативная компетентность как знание норм и правил общения, владения его технологией, является составной частью более широкого понятия «коммуникативный потенциал личности». Коммуникативный потенциал – это характеристика возможностей человека, которые и определяют качество его общения. Он включает наряду с компетентностью в общении ещё две составляющие: коммуникативные свойства личности, которые характеризуют развитие потребности в общении, отношение к способу общения и коммуникативные способности – способность владеть инициативой в общении, способность проявить активность, эмоционально откликаться на состояние партнёров общения, сформулировать и реализовать собственную индивидуальную программу общения, способность к самостимуляции и к взаимной стимуляции в общении. Однако, несмотря на заявленную определяющую роль коммуникативной компетентности, наши педагоги продолжают отмечать снижение уровня индивидуального словарного запаса школьников. Подростки не умеют аргументировать свои выступления, делать обобщенные выводы, или просто свободно и произвольно общаться друг с другом. Зачастую они стараются заменить живую, культурную речь стандартной житейской мимикой и жестами, то есть примитивными невербальными способами общения. Это происходит вследствие того, что у многих детей отсутствует терпимость к иной точке зрения в общении, проявляется речевой эгоцентризм, неадекватный биологическому возрасту, у многих школьников не сформировано умение использовать необходимую в жанре публичных выступлений логическую аргументацию, деловую тональность или адекватную эмоциональную и лексическую окраску в высказываниях. Большинство педагогов–филологов отмечают, что ребята пассивны на уроках русской словесности (русского языка и литературы, других предметах гуманитарного цикла), затрудняются в создании самостоятельных, связных, обобщенных устных и письменных высказываний. Интересен и тот факт, что, несмотря на полученные в процессе школьного обучения базовые лингвистические и литературоведческие знания, школьники продолжают писать сочинения, не отвечающие задаче, заявленной в теме текста, допускают большое количество орфографических, пунктуационных и речевых ошибок, не достигают необходимого уровня произвольности в письменной речи. По мнению психологов, это происходит вследствие отсутствия, своевременно поставленного ребенку фонематического восприятия речи, а также в связи с недостаточно сформированными основными навыками самоконтроля в учебной деятельности. Проблемы отсутствия коммуникативной компетенции являются приоритетными для большинства учителей литературы, так как направлены на решение следующих задач:
В связи с вышеизложенным становится очевидной актуальность работы педагогов, направленной на изучение новых форм учебной деятельности, которые способствовали бы повышению уровня лингвистической подготовки школьников, развитию навыков работы с текстами разных образовательных областей, формированию коммуникативной компетенции учащихся в общении, а также развитию мыслительных способностей и общей личностной культуры. Итак, можно сказать, что коммуникативная компетенция представляет собой структурное образование, включающее в себя следующие уровни:
Исходя из вышесказанного, можно выделить уровни усвоения знаний:
Данные уровни помогают ставить практическую цель перед учителем, а именно, ему необходимо разработать и обосновать рациональные условия и совершенствование системы работы в процессе изучения литературы и во внеклассной деятельности для формирования коммуникативной компетенции как условия духовно-нравственного развития личности подростка, а также выбор эффективных форм, методов, дидактических средств, способствующих развитию речевой культуры обучающихся в современной школе, что способствует:
Проводя анализ проблемы коммуникативной компетенции школьников, выяснилось, что общение с учащимися среднего и старшего звена показывает, что они хотели бы, чтобы школа уделяла гораздо большее внимание развитию их умения общаться в рамках урочных занятий. С учащимся 5-9 классов было предложено определить, что мешает им настойчиво и убедительно действовать в коммуникативных ситуациях. Анализ исследований показал, что учащиеся – выпускники тоже испытывают затруднения в учебной деятельности, связанные с традициями школьного урока в области риторики и коммуникации. Это хорошо видно из представленной ниже таблицы:
Анализ исследования показывает, что учащиеся 5 - 9 классов испытывают серьезные затруднения в вопросах коммуникативной культуры. Им трудно свободно говорить перед классом, делать сообщения по ключевым словам и опорному конспекту, если нужно сделать при этом самостоятельный вывод. Учащиеся отметили затруднения и в таких вопросах как умение слушать другого человека, ждать возможности высказать свое мнение, считаться с мнением своих одноклассников. Эти факты в полной мере свидетельствуют о том, что учащиеся испытывают определенный дискомфорт в учебных занятиях, который напрямую связан с их интерактивной компетенцией. Анализ результатов анкеты с учителями показывает, что педагоги тоже достаточно критически оценивают результаты анкеты и отмечают отсутствие у многих учащихся определенных умений в области коммуникации. К ним относятся:
Таким образом, педагоги свидетельствуют о низкой коммуникативной компетенции учащихся. В результате исследования складывается парадоксальная ситуация: сетования взрослых и учащихся совпадают, однако с той лишь разницей, что взрослый должен был помочь ученику овладеть выше перечисленными умениями в ходе учебных занятий, независимо от преподаваемого предмета. Почему такое происходит? Анализ посещаемых уроков учителей, беседы с учащимися подтверждают в полной мере выводы, которыми изобилует педагогическая литература. Примерно 60 – 70% учебного времени занимает на уроке речь учителя. В подтверждение этого можно привести результаты исследования, которые были направлены на изучение методического репертуара учителя:
Анализ таблицы и результаты дискуссии с педагогами по проблеме «коммуникативной компетенции учащихся» показывают, что педагог, жалуясь на пассивность учащихся в ходе учебных занятий, неумение их общаться и нежелание говорить во время урока, подчеркивает неумение учителя построить урок таким образом, чтобы максимально развить и использовать умения ученика. Учитывая тот факт, что в уроке педагог отдает предпочтение своей речи, можно сделать вывод о том, что речь учителя преобладает на уроке, что приводит к явному и постоянному доминированию учителя на уроке и тем самым убивает речь ученика. Необходимость и педагогическая значимость увеличения коммуникативной тренировки ученика на уроке после всего сказанного бесспорна. Если проанализировать деятельность и действия ученика и учителя на уроке, то они существенно разнятся. Давайте обратимся к таблице, которая сразу обращает на себя внимание:
Как видно из таблицы, действия учителя и учащихся существенно разнятся и по количеству и по качеству. Активность учителя часто приводит к пассивной и незаинтересованной работе учащихся на уроке, провоцирует агрессивное и деструктивное поведение, что влечет за собой разочарование в учебной деятельности со стороны учеников и проявляется в чувстве тревоги со стороны педагога. Как изменить ситуацию? Как сделать так, чтобы на уроке предпочтение отдавалось активной речи ученика, а учитель в большей степени был дирижером этого процесса? Безусловно, необходимо осознанное понимание нами (педагогами) необходимости повышения собственной коммуникативной культуры, которая изменит структуру учебных занятий, а также целенаправленные действия учителя на уроке по повышению коммуникативной компетенции учащихся. Интенсификация коммуникативного обучения - это возможный путь, который поможет и учителю, и учащимся ощутить удовлетворенность и успех на уроке. Перспективы повышения коммуникативной компетенции учащихся:
Основные положения документов о школе, касающиеся обучения учащихся говорят о том, что формы уроков ориентированы на школьников. Главным критерием оценки учебных достижений ученика является его устный ответ на уроке, хотя в практике школьной жизни не всегда устный ответ ученика принимается за основу оценки его учебных достижений. В последнее время значительно изменилась область социализации современной молодежи. Семьи стали маленькими, в них воспитывается по 1 - 2 ребенка, что способствует формированию эгоизма, индивидуализма, ведет к потере общения между людьми. Мы, учителя, ставя перед собой задачу развития коммуникативных умений учащихся, должны хорошо представлять себе, какие основные формы учебной коммуникации могут развиваться на уроке. Основные формы учебной коммуникации:
Итак, делаем вывод, что речевая компетенция ученика формируется:
Для того, чтобы учащиеся могли научиться коммуницировать в рамках школьного урока, их нужно учить это делать именно на школьном уроке, а так же через формы учебно-воспитательной работы. Но не стоит забывать, про использование формы самостоятельной творческой работы учащихся на уроках с дидактическими материалами, а так же вовлечение в творческую деятельность должно осуществляется и во внеурочное время и использоваться на занятиях элективных курсов, внеклассных мероприятиях, при написании докладов, рефератов, в участии в олимпиадах, конкурсах, при создании проектов. Литература:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены