РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Формирование коммуникативной компетенции обучащихся на уроках литературы в условиях современной школы

Автор: Жернова Людмила Владимировна
Учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
МБОУ СОШ №2 г. Ханты-Мансийска Тюменской области

Описание работы: данная статья предназначена для учителей литературы. В ней рассказывается о том, каким образом можно формировать универсальные учебные действия на уроках литературы.

Статья  «Формирование коммуникативной компетенции обучающихся на уроках литературы в условиях современной школы» направлена на решение проблемы, связанной с воспитанием и социально-педагогической  поддержкой  становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества, как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны.  Литература и искусство - важнейшие национальные ценности России, поэтому «Литература» как один из ведущих гуманитарных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота.

В условиях создания инновационной экономики необходимо быть еще и творческим, компетентным гражданином.

Решение данной проблемы  видится в целенаправленном повышении и формировании уровня  речевой культуры молодежи, что способствует формированию  всесторонне развитой личности, способной грамотно строить взаимоотношения с обществом, государством, другими людьми.

Коммуникативная компетентность (далее КК) – основа практической деятельности человека в любой сфере жизни.

Роль владения своей речью трудно переоценить. Профессиональные, деловые контакты, межличностные взаимодействия требуют от современного человека универсальной способности к порождению множества разнообразных высказываний как в устной, так и в письменной форме. Обучение учеников устному и письменному речевому общению (коммуникативной компетенции) приобретает особую значимость в современной ситуации, когда неуклонно снижается уровень национальной языковой культуры в целом: в средствах массовой информации, в художественной литературе, в публицистике и в повседневном общении носителей языка.

Как бы ни был значителен прогресс в области высоких технологий, он не вызывает «автоматического» роста человеческого сознания и не влияет напрямую на развитие мышления и речи. Специально организованный процесс формирования коммуникативной компетенции гарантирует не только формирование и развитие базовых личностных образований, напрямую зависящих от мышления и речи, но и становление высших уровней социализации индивида.

В настоящее время основными задачами формирования речетворчества является построение свободных, корректных, уместных и успешных устных высказываний, а также умение создавать письменные тексты адекватных стилей и жанров. Этому молодых людей должна научить школа, которая, к сожалению, не имеет альтернативных целевых образовательных программ, гарантирующих высокий результат в формировании коммуникативных умений учеников, а также не располагает методическими и          научно–практическими исследованиями, решающими задачу анализа «отношений между мыслью и словом» (Л. С. Выготский), что так необходимо современному педагогу, обеспечивающему становление новых генетических уровней мышления и речи.

Усиление гуманизации и гуманитаризации содержания образования требует постоянного поиска новых организационных форм и технологий обучения, использования эффективных приемов и способов педагогической деятельности. Существенно возросшие требования к уровню подготовки выпускников и уровню их духовно-нравственного развития изложены в Государственных образовательных стандартах. Актуальным требованием к выпускнику школы является повышение уровня его филологической культуры, глубокое понимание им тенденций и закономерностей литературного процесса, осознание им смысловых и нравственных положений, скрытых в литературном произведении, познание выпускником искусства слова.

Таким образом, коммуникативная компетенция – это знания и умения, необходимые для понимания чужих и создания собственных программ речевого поведения, адекватного целям, сферам, ситуациям общения. Коммуникативная компетенция предполагает владение всеми видами речевой деятельности, умение переключаться в процессе общения с одного кода / стиля на другой в зависимости от условий общения, обеспечивает базовое владение современным русским литературным языком. Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Проблема культурного общения школьников – одна из самых важных сегодня в организации социальной учебной среды. Для школьников  обучение и общение являются неотъемлемыми видами деятельности, поскольку в ближайшей судьбе школьника именно коммуникативная компетентность начнет играть основополагающую роль, помогая адаптироваться в условиях современной жизни.

Так, в Федеральном базовом компоненте образования по русскому языку и литературе говорится о языковой и коммуникативной компетенции как о сквозных линиях, пронизывающих весь курс родного языка.

В Стандарте нового поколения содержание образования детально и подробно не прописано, зато четко обозначены требования к результатам освоения обучающимися  основной образовательной программы основного общего образования:

  • личностные требования, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;;
  • метапредметные требования, включающие освоенные обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности. Результатом к межпредметным требованиям выступает владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме, представлять результаты исследования, включая составление текста и презентации материалов с использованием информационных и коммуникационных технологий, участвовать в дискуссии;
  • предметные требования, включающие освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.

По точке соприкосновения требований  к результатам видно, что одной из ключевых компетенций является коммуникативная, которая обеспечивает успешную социализацию, адаптацию и самореализацию в современных условиях жизни.

Коммуникативная компетентность означает готовность ставить и достигать цели устной и письменной коммуникаций: получать необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным и т.п.) других людей.

Коммуникативная компетентность как знание норм и правил общения, владения его технологией, является составной частью более широкого понятия «коммуникативный потенциал личности».

Коммуникативный потенциал – это характеристика возможностей человека, которые и определяют качество его общения.  Он включает наряду с компетентностью в общении ещё две составляющие: коммуникативные свойства личности, которые характеризуют развитие потребности в общении, отношение к способу общения и коммуникативные способности – способность владеть инициативой в общении, способность проявить активность, эмоционально откликаться на состояние партнёров общения, сформулировать и реализовать собственную индивидуальную программу общения, способность к самостимуляции и к взаимной стимуляции в общении.

Однако, несмотря на заявленную определяющую роль коммуникативной компетентности, наши педагоги продолжают отмечать снижение уровня индивидуального словарного запаса школьников. Подростки не умеют аргументировать свои выступления, делать обобщенные выводы, или просто свободно и произвольно общаться друг с другом. Зачастую они стараются заменить живую, культурную речь стандартной житейской мимикой и жестами, то есть примитивными невербальными способами общения. Это происходит вследствие того, что у многих детей отсутствует терпимость к иной точке зрения в общении, проявляется речевой эгоцентризм, неадекватный биологическому возрасту, у многих школьников не сформировано умение использовать необходимую в жанре публичных выступлений логическую аргументацию, деловую тональность или адекватную эмоциональную и лексическую окраску в высказываниях. Большинство педагогов–филологов отмечают, что ребята пассивны на уроках русской словесности (русского языка и литературы, других предметах гуманитарного цикла), затрудняются в создании самостоятельных, связных, обобщенных устных и письменных высказываний. Интересен и тот факт, что, несмотря на полученные в процессе школьного обучения базовые лингвистические и литературоведческие знания, школьники продолжают писать сочинения, не отвечающие задаче, заявленной в теме текста, допускают большое количество орфографических, пунктуационных и речевых ошибок, не достигают необходимого уровня произвольности в письменной речи.  По мнению психологов, это происходит вследствие отсутствия, своевременно поставленного ребенку фонематического восприятия речи, а также в связи с недостаточно сформированными основными навыками самоконтроля в учебной деятельности.

Проблемы отсутствия коммуникативной компетенции являются приоритетными для большинства учителей литературы, так как направлены  на решение следующих задач:

  • привитие интереса к чтению;
  • работа над повышением читательской грамотности;
  • разрешение противоречия между сложностью теоретических знаний по предмету и необходимостью применения их на практике;
  • обеспечение ученику возможностей к саморазвитию, самообразованию, самовыражению в ходе овладения знаниями;
  • признать ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса.

В связи с вышеизложенным становится очевидной актуальность работы педагогов, направленной на изучение новых форм учебной деятельности, которые способствовали бы повышению уровня лингвистической подготовки школьников, развитию навыков работы с текстами разных образовательных областей, формированию коммуникативной компетенции учащихся в общении, а также развитию мыслительных способностей и общей личностной культуры.

Итак, можно сказать, что коммуникативная компетенция представляет собой структурное образование, включающее в себя следующие уровни:

  • языковая компетенция – знания об изученном языке по его уровням: фонетика, лексика, состав слова и словообразование, морфология, синтаксис простого и сложного предложение, основы стилистики текста; умение пользоваться всеми единицами и средствами языка в соответствии с его нормами;
  • речевая компетенция – знания о способах формирования и формулирование мыслей по средствам языка и умение пользоваться такими способами в процессе восприятия и порождения речи;
  • дискурсивная компетенция – знание об особенностях протекания речевого события и умения управлять им;
  • культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, знание о взаимосвязи языка и литературы с историей народа; владение нормами речевого этикета, культурой межнационального общения; умение учитывать эти сведения в процессе общения и корректировать свое речевое поведение в соответствии с нормами социального поведения;
  • риторическая компетенция – знание о риторических моделях создания текстов и способность осознано создавать, произносить и рефлексировать авторско-адресный текст риторического жанра в соответствии с целью и ситуацией публичной речи.

Исходя из вышесказанного, можно выделить уровни усвоения знаний:

  1. деятельность по узнаванию (ученический уровень) – правильное выполнение аналогичных заданий;
  2. деятельность по решению типовых задач (алгоритмический уровень) – полнота и действенность;
  3. деятельность, связанная с выбором действия (эвристический уровень) – выполнение мыслительных операций;
  4. деятельность по поиску решения (творческий уровень) – опора на жизненный опыт, работу воображения и активное мышление.

Данные уровни помогают ставить практическую цель перед учителем, а именно, ему необходимо разработать  и обосновать рациональные условия и совершенствование системы работы в процессе изучения литературы и во внеклассной деятельности для формирования коммуникативной компетенции как условия духовно-нравственного развития личности подростка, а также выбор эффективных форм, методов, дидактических средств, способствующих развитию речевой культуры обучающихся в современной школе, что способствует:

  • значительному повышению качества знаний по литературе;
  • способности адекватно,  корректно выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми;
  • возможности выражать свои  чувства и представления о мире различными способами;
  • умению свободно фантазировать и направлять творческие возможности на  решение различных  задач.

Проводя анализ проблемы коммуникативной компетенции школьников, выяснилось, что общение с учащимися  среднего и старшего  звена показывает, что они хотели бы, чтобы школа уделяла гораздо большее  внимание  развитию их умения общаться в рамках урочных занятий.

С учащимся 5-9 классов было предложено определить, что  мешает им настойчиво и убедительно действовать в коммуникативных ситуациях.

Анализ  исследований показал, что  учащиеся – выпускники тоже  испытывают затруднения  в учебной  деятельности, связанные с традициями  школьного урока в области   риторики и коммуникации.

Это хорошо видно из представленной ниже таблицы:

Коммуникативные умения

9 классы

Сделать это мне…

Скорее тяжело…

Скорее легко…

1

2

3

Говорить перед классом

72

28

Излагать материал последовательно и не потерять нить рассуждений

Разъяснением и уточнением

64

36

Сделать сообщение на основе опорного конспекта или ключевых слов

81

19

Отвечать у доски

58

42

Рассказать учителю о своей неуверенности в выполнении домашнего задания

44

56

Увлечь одноклассников своим ответом

38

62

Учитывать мнение одноклассников в ходе дискуссии

51

49

Не обращаться к учителю за разъяснением и уточнением

72

28

Внимательно и заинтересованно слушать своих  одноклассников

68

32

При ответе смотреть на одноклассников, а не на учителя

47

53

Сообща работать в группе

 

35

65

Вести корректно дискуссию или беседу во время работы в группе

69

31

 

Анализ исследования  показывает, что учащиеся 5 - 9 классов испытывают серьезные  затруднения в вопросах  коммуникативной культуры. Им   трудно  свободно говорить перед  классом, делать сообщения по ключевым словам  и опорному  конспекту, если нужно сделать при этом  самостоятельный  вывод.

Учащиеся отметили затруднения  и в таких  вопросах как умение  слушать другого  человека, ждать возможности высказать  свое  мнение, считаться с мнением своих  одноклассников. Эти факты в полной  мере свидетельствуют о  том, что учащиеся  испытывают  определенный  дискомфорт в учебных  занятиях, который  напрямую  связан  с их интерактивной  компетенцией.

Анализ  результатов анкеты с учителями показывает, что  педагоги тоже  достаточно  критически  оценивают результаты  анкеты и отмечают   отсутствие у многих  учащихся  определенных  умений  в области коммуникации.

К ним относятся:

  • неумение  логично  и связно  построить высказывание;
  • неумение выражаться  по  сути  обсуждаемого  вопроса;
  • беднота  выразительных  средств  речевого  высказывания;
  • нехватка  словарного  запаса;
  • односложность  при  ответе;
  • отсутствие  умения выражать  мысль  своими  словами;
  • неумение  слушать своих  одноклассников;
  • отсутствие  потребности считаться с мнением  других  людей;
  • отсутствие  умения  говорить, обращаясь  к  одноклассникам;
  • отсутствие  умения  работать  в  группе;
  • неуверенность  и уход  от ответа  при  возможной  ситуации.

Таким  образом, педагоги  свидетельствуют о низкой  коммуникативной  компетенции учащихся.

В  результате  исследования  складывается  парадоксальная  ситуация: сетования  взрослых  и  учащихся  совпадают, однако  с той  лишь  разницей, что взрослый  должен  был  помочь  ученику  овладеть  выше перечисленными  умениями в ходе  учебных  занятий, независимо от преподаваемого  предмета.

Почему такое происходит?

Анализ  посещаемых  уроков  учителей, беседы  с учащимися   подтверждают  в полной  мере  выводы, которыми  изобилует   педагогическая  литература.

Примерно 60 – 70% учебного  времени  занимает на  уроке   речь  учителя.

В подтверждение этого  можно привести  результаты  исследования, которые были направлены на  изучение  методического  репертуара  учителя:

Методический  репертуар  учителя

Использую часто

Использую время от времени

Использую  редко

Не использую  никогда

Учебная  беседа

20%

25%

28%

27%

Учебная дискуссия

18%

32%

36%

14%

Групповая  работа

39%

40%

7%

14%

Реферативная

10%

15%

43%

32%

Исследовательская и экспериментальная

5%

19%

46%

30%

Различные  формы  работы  у доски

37%

38%

15%

10%

Максимальное  развитие  речи  учащихся на уроке (рассказы по цепочке, диалоги…)

44%

32%

14%

10%

Учитель отдает предпочтение  своей  речи на уроке

70%

22%

8%

 

Анализ таблицы и результаты дискуссии с педагогами по проблеме «коммуникативной компетенции учащихся»  показывают, что педагог, жалуясь  на пассивность учащихся в ходе учебных  занятий, неумение их  общаться и нежелание говорить во время  урока, подчеркивает неумение  учителя построить урок таким образом, чтобы максимально развить и использовать умения ученика.

Учитывая тот факт, что в уроке  педагог  отдает предпочтение своей речи, можно  сделать вывод  о том, что речь учителя преобладает  на уроке, что приводит к явному и постоянному доминированию учителя на уроке и тем самым убивает речь    ученика. Необходимость и педагогическая значимость увеличения коммуникативной  тренировки ученика на уроке после  всего  сказанного  бесспорна.

Если проанализировать  деятельность и действия ученика и учителя на уроке, то они существенно разнятся. Давайте обратимся к таблице, которая сразу обращает на себя  внимание:

Действия  учителя при подготовке к уроку и на уроке

Действия ученика при подготовке к уроку и на уроке

 Планирует

 Смотрит

 Экспериментирует

 Слушает

 Организует

 Следит за действиями других и       учителя

 Инструктирует

 Воспринимает

 Демонстрирует

 Запоминает

 Объясняет

 Воспроизводит

 Решает

 Доказывает

 Ставит проблему

 Выполняет

 Проявляет инициативу

 Приспосабливается

 Контролирует

 Переживает

 Анализирует

 Отвечает

 Оценивает

 

 Исправляет

 

 Информирует

 

 Принимает ответственность

 

Как видно из таблицы, действия учителя и учащихся существенно разнятся и по количеству  и по качеству. Активность учителя часто приводит к пассивной и незаинтересованной  работе учащихся на уроке, провоцирует агрессивное и деструктивное поведение, что влечет за собой разочарование в учебной деятельности со стороны учеников и проявляется в чувстве тревоги со стороны педагога.

Как изменить ситуацию? Как сделать так, чтобы на уроке предпочтение отдавалось активной речи ученика, а учитель в большей степени был дирижером этого процесса?

Безусловно, необходимо осознанное понимание нами (педагогами) необходимости повышения собственной коммуникативной культуры, которая изменит структуру учебных  занятий, а также целенаправленные действия учителя на уроке по повышению коммуникативной компетенции учащихся.

Интенсификация коммуникативного обучения - это возможный путь, который поможет и учителю, и учащимся ощутить удовлетворенность и успех на уроке.

Перспективы повышения коммуникативной компетенции учащихся:

  Ученик 

Учитель

Повышение интереса к учению

Повышение продуктивности и результативности урока

Рост учебной мотивации

Интенсификация учебного занятия

Рост учебных достижений

Сокращение принуждения учащихся в уроке.

Самостоятельность суждений

Сокращение физического и       психического напряжения

Умение работать в команде, группе

Использование интересного дополнительного материала

Владение методами коммуникации

Совершенствование профессиональных умений педагога

Рост речевой культуры

Снижение недоверия к ученикам

Рост учебной самостоятельности

Изменение ситуации общения на уроке

Уверенность в своих силах

Возможность творчества

 

Основные положения  документов о школе, касающиеся обучения  учащихся говорят о том, что формы уроков ориентированы на школьников.

Главным критерием оценки учебных достижений ученика является его устный ответ на уроке, хотя в практике школьной жизни не всегда устный ответ ученика принимается за основу оценки его учебных достижений.

В последнее время значительно изменилась область социализации современной молодежи. Семьи стали маленькими, в них воспитывается по 1 - 2 ребенка,  что способствует  формированию эгоизма, индивидуализма, ведет к потере общения между людьми.

Мы, учителя, ставя перед собой задачу развития  коммуникативных умений учащихся, должны хорошо представлять себе, какие основные формы учебной коммуникации могут развиваться на уроке.

Основные формы учебной коммуникации:

Монологические формы речевой коммуникации

Диалогические формы речевой коммуникации

Выступать с готовой заранее речью

Учебная беседа учителя и ученика

Выступать с неподготовленной речью

Учебная беседа в парах

Рассказывать

Учебная беседа в группах

Пересказывать

Дискуссия

Спрашивать и задавать вопросы

Дебаты

Сообщать

Переговоры

Докладывать

Ответы на вопросы

Отвечать на вопросы

Ролевая  игра

Аргументировать

Театрализация

Ассоциировать

Блиц - турнир

Критиковать

Учебный  ринг

Доказывать и опровергать

Открытый микрофон

Защищать и доказывать свое  мнение

Защита проекта

 

Итак, делаем вывод, что речевая компетенция ученика формируется:

  • через обучение содержанию предмета;
  • через развитие прикладных исследовательских умений;
  • через развитие социально - коммуникативных умений;
  • через личностно-ориентированный аспект учебной коммуникации.

Для того, чтобы учащиеся могли научиться коммуницировать  в рамках школьного урока, их нужно учить это делать именно на школьном уроке, а так же через формы учебно-воспитательной работы. Но не стоит забывать, про использование формы самостоятельной творческой работы учащихся на уроках с дидактическими материалами, а так же вовлечение в творческую деятельность должно осуществляется и во внеурочное время и использоваться на занятиях элективных курсов, внеклассных мероприятиях, при написании докладов, рефератов, в участии в олимпиадах, конкурсах, при создании проектов.

Литература:

  1. Амфилова М.В. Традиции и инновации в преподавании литературы. Санкт - Петербург « Паритет» 2013.
  2. Айзерман Л.С. Литература в старших классах. Уроки и проблемы.М. « Просвещение» 2006.
  3. Белова Н. Урок - мастерская: приглашение к поиску // Частная школа - 2011г. - №1.
  4. Дереклеева Н.И.  Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной  работе. М. 2012.
  5. Егоров О. Коммуникативная функция  урока. «Народное    образование» № 5 2008
  6. Зарецкая И.И. Саморазвитие  коммуникативного потенциала личности. « Школа и производство» 2008 - 4 с.7.
  7. Имен Е.Н. Путь к ученику: Раздумья учителя - словестника. Книга для учителя ( Из опыта работы) 1988г.
  8. Ильин Е.Н. Искусство общения / Педагогика - 1994 /.
  9. Канн - Калик В. А. Учителю о педагогическом общении./ Книга для учителя/ М. « Просвещение» 1987 с. 190.
  10. Лейфман И. М. Мастерство писателя . М. - 2006 .
  11.  Селевко Г.К. Современная образовательная технология / Народное образование», М.: 1998 год  
  12.  Якиманская И.С. Технология личностно ориентированного образования. М. - 2000.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены