РАЗРАБОТКИ
|
Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках литературыУчебно-познавательная компетенция — это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, элементы логической, общеучебной деятельности, соотнесенные с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности и т.п. Этап целеполагания занимает ведущее место в структуре урока, учитель не транслирует свою цель, а создает условия, включающие каждого ученика в процесс целеполагания. Помимо ключевых компетенций, общих для всех предметных областей, выделяются и предметные компетенции — это специфические способности, необходимые для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающие узкоспециальные знания, особого рода предметные умения, навыки, способы мышления. Ключевые слова: учебно-познавательная компетенция, целеполагание, технология проблемного обучения, самооценка. При формировании учебно-познавательной компетентности могут использоваться элементы технологии проблемного обучения. Чтобы уроки литературы превратились в процесс сопереживания, соразмышления, постижения и истолкования, перед ребятами ставятся проблемные вопросы. Например, изучая поэму М. Ю. Лермонтова «Мцыри», акцентирую внимание на следующих вопросах:
На уроках При формировании учебно-познавательной компетентности на уроке литературы я предлагаю ученикам эпиграф, который ярко, точно и сжато выражает тему урока, освещает основную идею произведения. Учащиеся соотносят эпиграф и текст, делают вывод о том, как текст помогает раскрыть тему произведения. Несколько примеров:
Основным способом введения ученика в произведение считаю триединство «деталь – вопрос – проблема». Например, изучая повесть А. С. Пушкина «Станционный смотритель», обращаем внимание учащихся на деталь («картинки» на стене), задаем проблемный вопрос (Почему именно эти иллюстрации использует автор?) и формулируем проблему (взаимоотношения «отцов и детей»). Так мы учим семиклассников задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обобщать, делать выводы. В произведении А.П.Чехова обращаем внимание на художественную деталь – шинель. Компетентностно-ориентированные задания на уроках литературы позволяют формировать учебно-познавательную компетентность. При изучении повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» прошу ребят дома найти в тексте повести диалектизмы и устаревшие слова. На уроке предлагаю детям объяснить значения этих слов, используя словари. Это необходимо для наиболее полного и осмысленного восприятия художественного произведения, анализа текста, погружения в эпоху, обогащения собственной лексики. Подготовку ответа на поставленный вопрос-проблему, который выступает как учебная задача, может организоваться методом индивидуального и коллективного поиска. Использую групповые, межгрупповые и индивидуальные формы работы, что обеспечивает формирование учебно-познавательной компетентности. Ребята овладевают разными видами речевой деятельности, умением задавать вопросы, корректно вести диалог, что способствует усвоению знаний по предмету. В 6 классе, знакомясь с рассказом И.С.Тургенева «Бежин луг», учащиеся с удовольствием характеризуют мальчиков и пересказывают истории, прозвучавшие ночью у костра. Примерный план составления характеристики:
Мальчиков пять: Федя, Павлуша, Илюша, Костя, Ваня, поэтому для одного учащегося это задание довольно большое, и вполне оправдано в данной ситуации разделить его. Каждая группа будет характеризовать своего героя, кроме того в задание можно включить и речевую характеристику героев. Итоги работы подводим путем составления обобщающей таблицы. При изучении богатства и разнообразия жанров лирики и прозы А.С.Пушкина, желательно дать задание не просто сделать сообщение о жизни писателя, а распределить темы, например, «Семья Пушкиных», «Пушкин и Жуковский», «Поэты о Пушкине», «Пушкин и Державин» и др. Учебные задачи на уроках формулирую с учетом уровня подготовленности учащихся, используя разноуровневые задания, таким образом, формируется учебно-познавательная компетентность даже у слабых учеников. Организуя домашнее задание по работе с текстом сказа Н.С. Лескова «Левша», предлагаю ребятам ответить на вопросы, позволяющие каждому ученику набрать определенное количество баллов. Уровень «1»
Уровень «2»
Уровень «3»
Созданию условий для формирования ключевых компетентностей способствует и применение метода творческого чтения. Выразительное (художественное) чтение учителем, аудиозаписи чтения мастерами художественного слова, видеофрагменты исполнения отдельных сцен актерами, обучение выразительному чтению учащихся, комментированное чтение - все это развивает эстетический вкус, интерес к предмету и творческие способности учащихся. Интерес у учащихся вызывают работы, связанные с созданием иллюстраций к произведению. Например, при изучении произведения А.Вампилова «Несравненный Наконечников» в 7 классе предлагаю учащимся самим оформить афишу к пьесе. С целью формирования учебно-познавательной использую проектную деятельность на основе компьютерных технологий. Это позволяет развивать исследовательские и творческие способности учащихся. С целью формирования коммуникативной и учебно-познавательной компетенций применяю разнообразные интерактивные методы обучения, которые предусматривают моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Графическую организацию материала на уроке помогают осуществлять кластеры - элементы технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Такой вид работы позволяет ученику не только систематизировать изученный материал, но и проявлять творческие способности. Наибольший интерес у ребят вызывают приёмы:
Таким образом, при формировании учебно-познавательной компетентности учащиеся приобретут следующие умения: ставить цель и организовывать её достижение, пояснять свою цель; организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности; задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме; формулировать выводы; выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации). Список литературы
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены