РАЗРАБОТКИ
|
Работа над понятием "художественная деталь" в 5-8 классах.Ю.В. Федорова, Жизнь современного подростка сопровождают бешеные ритмы, информационные потоки . Школьники мало читают. А если и читают, то не хватает бедным детям времени на «погружение» в текст , на обдумывание прочитанного. Снижается интерес к художественной классической литературе. Мы, учителя литературы, все чаще задаем себе вопросы: То, что мы делаем, значимо ли для наших учеников лично? А современным социумом востребовано? А где и в чем выразится потом применение учениками их сегодняшнего опыта деятельности? Новые требования к преподаванию школьного курса литературы во многом обусловлены переходом старшей школы на профильное обучение и сдачей итоговых экзаменов в форме ЕГЭ. [5,21] Теперь знания становятся средством преобразования ситуации. Таким образом, происходит смещение акцентов со «знаниевого» на компетентностный подход к образованию.[6,68] Это ведет к смене образовательной парадигмы и предполагает поиск таких подходов и методов обучения учащихся, когда они приобретают умения использовать полученные знания в различных жизненных ситуациях. А мы, учителя, всегда ли учим тому, что действительно пригодится ребенку? Наверное, нужно почаще задаваться этим вопросом. Существуют различные подходы к проблеме изучения теории литературы в школе. Чтобы обеспечить в старших классах наиболее полноценное восприятие художественного произведения, добиться творческого подхода к его анализу, необходимо целенаправленно и эффективно работать именно в среднем звене над формированием у учащихся литературных способностей. Возраст учащихся 5-8 классов важен для накопления опыта, для приобретения знаний о действительности, для формирования умственных операций. Поэтому, начиная с 5 класса, нужно знакомить детей с основными литературоведческими понятиями, которые формируют у ребят понятийный мышление. Среди необходимых знаний – понятие «художественная деталь литературного произведения». [2,102] Художественная деталь (от франц. detail - подробность, мелочь, частность) - одно из средств создания художественного образа, выразительная подробность, несущая значительную смысловую и эмоциональную нагрузку в произведении. [1,38] Художественная деталь может воспроизводить подробности обстановки, внешности человека, пейзажа, портрета, интерьера, но она всегда используется для того, чтобы наглядно представить и охарактеризовать героев и окружающую их среду. Деталь фокусирует внимание читателя на том, что писателю кажется наиболее важным или характерным. Детали- это мельчайшие единицы, несущие значительную идейно-эмоциональную нагрузку. Выразительная, счастливо найденная деталь - свидетельство мастерства писателя, а умение замечать и ценить детали - свидетельство культуры, филологической грамотности читателя. Справедливо обращая внимание на большое смысловое и эстетическое значение детали, В.Набоков писал: «Читая книгу, следует прежде всего замечать детали и наслаждаться ими» [3, 245] Смысл и сила детали в том, что «в бесконечно малое вмещено целое” [4, 303] Понимание и умение работать с художественной деталью поможет ученику научиться видеть особенности словесного построения произведений, поможет окунуться в художественный мир писателя. В смысловом отношении детали делятся на портретные, бытовые, пейзажные и психологические. Остановимся на психологической детали в рассказах А.П. Чехова. "Краткость - сестра таланта", - писал в своей записной книжке Антон Павлович. Самому ему таланта было, безусловно, не занимать, поэтому мы и сегодня, через сто лет после его смерти, зачитываемся короткими и остроумными рассказами этого гениального писателя. Как же удавалось ему в своих маленьких, с незатейливым сюжетом рассказах так мастерски высветить ситуацию, раскрыть характеры персонажей? Предлагаем Вашему вниманию вариант работы на уроках по рассказам А.П.Чехова «Хамелеон» и «Смерть чиновника». Можно заранее задать домашнее задание по нахождению деталей в тексте рассказов, по составлению вопросов для обсуждения в классе. В слабом классе вопросы может задавать и учитель. Заметим, что работа по наблюдению над художественной деталью ведется с 5 класса. Начнем с рассказа «Хамелеон»: Как характеризуют персонажей их фамилии? Они зачастую не нуждаются в дополнительных эпитетах: полицейский надзиратель Очумелов, городовой Елдырин, золотых дел мастер Хрюкин. Знакомя нас с действующими лицами, А. П. Чехов уточняет, что в руках у городового - решето с конфискованным крыжовником. Для чего нужно такое уточнение? Хрюкин с "полупьяным лицом" пытается добиться справедливого возмездия за свой укушенный маленьким щенком палец. В чем несуразица этой ситуации? Такие нюансы в описании героев помогают нам полнее и глубже понять их характеры, образы. Призывая на помощь художественную деталь, а не углубляясь в сложную психологию, писатель демонстрирует нам бурную смену чувств Очумелова во время непростого разбирательства. Почему Очумелова бросает то в жар, то в холод? Он боится "промахнуться" со своим решением. И генералу надо угодить, и авторитет сохранить. А что еще меняется в Очумелове при этом? Снимая и надевая свою шинель, полицейский надзиратель как бы меняет маски, и вместе с тем меняется его речь, настроение, отношение к ситуации. Так почему же рассказ называется «Хамелеон»? То хамство из Очумелова лезет, то угодливость, а шинель то снимается, то надевается. Шинель Очумелова — как окраска хамелеона. Обратимся к рассказу «Смерть чиновника». Вот первая фраза этого рассказа: «В один прекрасный вечер не менее прекрасный экзекутор Иван Дмитрич Червяков сидел во втором ряду кресел и смотрел в бинокль на «Корневильские колокола». Какое чувство мы испытываем при чтении этого предложения? Сразу ощущается ирония: слово «прекрасный», повторенное по отношению к чиновнику Ивану Дмитричу, да еще с нарочитой фамилией Червяков, это вызывает у нас улыбку. Иван Дмитрич — экзекутор, то есть, по всей вероятности, чиновник 13-го класса, одна из самых что ни на есть низких должностей на лестнице рангов. И вот этот ничтожный по чину человек - узнаем мы –сидит в театре во втором ряду кресел. Представим, что это за день в его жизни и что предшествовало этому дню? Может быть, долго копил он на билет, ведь цена немалая. Готовился к посещению театра: дело нешуточное - он окажется среди людей «света», важных особ, тут нельзя ударить лицом в грязь. И вот настал этот день. Червяков сидит ни где-нибудь, а во втором ряду партера. Вокруг - высокопоставленные чиновники, дамы в бриллиантах. Из второго ряда все отчетливо видно, даже неловко наложенный грим. Но он взял бинокль. Почему? Возможно, что в первый раз он держит его в руках. А ведь на сцене не балет, который смотрят в бинокль, а оперетта, которую слушают. Но Червяков ни о чем этом не думает, он наслаждается уже тем, что он в театре. И для него это воистину прекрасный вечер: он млеет от счастья и удовольствия, присутствуя здесь. Вдруг Червяков случайно чихнул и обрызгал лысину генерала Бризжалова. Это обстоятельство так поразило Червякова, что он постоянно ходит извиняться перед Бризжаловым. Генерал - человек не злой, сначала он благосклонно принимает извинения Червякова, но в конце, доведенный до исступления его назойливостью, выгоняет вон. Червяков не видит своей назойливости и не понимает, почему Бризжалов так раздражен. Испытывая страх перед генералом, он думает, что его карьере конец, приходит домой и умирает. О чем нам говорит последняя фраза: "Прийдя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван и... помер"? В одном предложении дается полная характеристика человека: герой умирает, не сняв вицмундира, эта чиновничья униформа как будто приросла к нему. Эта деталь показывает, что страх перед вышестоящим чином убил человека. Писатель высмеивает чиноугодничество и приспособленчество. Каждая мелочь играет на раскрытие образов. Уделяя особое внимание точности в подборе описаний, художественных деталей, А. П. Чехову удалось создать настолько емкие и запоминающиеся образы, что многие из них стали нарицательными и не потеряли своей значимости даже сегодня. На примере изучения рассказов А.П. Чехова делаем вывод, что писатель в простоте обывательской жизни умел обнаружить ее абсурдную бессмысленность, он отвергал рабскую пошлость существования без цели, мечтал о гармонии людских отношений. Писатель высмеивал все, что мешало жить честно и справедливо: наглость сильных и заискивание слабых, трусость, грубость и равнодушие. А ведь это - чеховское преломление темы "маленького человека"! Таким образом, работая с понятием «художественная деталь», мы «ловим сразу несколько зайцев»: учим своих учеников видеть большое в малом, через деталь выделяем главное в характере персонажа, можем более обоснованно говорить об идее произведения, о художественном мире писателя. В заключение хочется отметить, что литература каждому дает столько, сколько он может взять. И чем более подготовлен человек, тем больше получает он, читая художественное произведение. Задача учителя литературы - увлекательно представить художественный мир писателя, ввести в него своих учеников так, чтобы это доставило им радость и пробудило интерес к личности художника и особенностям его мастерства. Нужно всеми средствами содействовать тому, чтобы наши ученики овладели азами осмысленного художественно-эстетического восприятия текста, развили в себе (с нашей помощью) те качества, которые сделают для них чтение произведений литературы движением к духовному прозрению, наукой, открытием, высоким наслаждением и жизненной потребностью. И это при этом следует помнить, что целью литературного образования по-прежнему остаётся образование в полном смысле слова : обширные знания , привычка мыслить , благородство чувств. Воспитание «эмоционального интеллекта» , «активной совести» , формирование идеала , личности в непрерывном её совершенствовании , социальной компетентности ученика , пробуждение мысли , осознание духовных ценностей – задачи , которые решает учитель литературы. Литература
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены