РАЗРАБОТКИ
|
Нравственное воспитание младших школьников средствами художественной литературы, мультипликации и кинематографииС.А. Зеленкина Проблема нравственного воспитания в условиях современного российского общества приобрела особое значение. Это связано, прежде всего, с его глубинными изменениями, которые постепенно привели к осознанию научной, педагогической общественностью и соответствующими государственными службами необходимости коренного пересмотра не столько содержания образования, сколько существующих средств и методов нравственного воспитания подрастающего поколения во всем образовательном пространстве России. Снижение культурного и интеллектуального уровня нации требуют возрождения традиционной нравственной иерархии ценностей. Резко усилившаяся имущественная дифференциация и борьба за элементарный уровень существования создали предпосылки для стихийного формирования нравов, базирующихся на эгоизме, прагматизме и индивидуализме. Потеря нравственных ориентиров, обесценивание таких категорий, как Совесть, Честь, Долг привели к негативным последствиям в обществе: к социальному сиротству, усилению криминогенности среди подростков, бродяжничеству, токсикомании и наркомании среди несовершеннолетних, потере интереса к учению и самосовершенствованию у большого слоя асоциальной молодёжи, а также к родительской безответственности и равнодушию к воспитанию подрастающего поколения не только у родителей, из трудных семей, но и у тех, кто занят своей карьерой и не имеет ни времени, ни желания посвятить свои силы воспитанию своих собственных детей. Общество начинает ясно понимать, что нравственность неразрывно связана с социальной ответственностью, которая не может утверждаться без средств обеспечивающих нравственное развитие человека. Дать новый импульс на пути к столь желанным переменам и как можно быстрее закрепить их в обществе поможет разработка новых технологий нравственного воспитания. В этом ряду использование художественной литературы, мультипликации и кинематографии способствует тому, что дети младшего школьного возраста быстрее овладевают смыслами нравственных понятий и ценностей, у них сформировывается и развивается устойчивое стремление к пониманию сути нравственных поступков и мотивация собственного поведения. Проблему нравственности изучали античные философы Сократ, Платон, Аристотель, Сенека; гуманисты эпохи Возрождения Петрарка, Данте. Особый интерес для нас представляют труды гуманистической этики и религиозной философии Н.А. Бердяева, Н.Кузанского, И.А. Ильина, Н.О. Лосского, В. Зеньковского, взгляды педагогов классиков Я.А. Коменского, Д. Локка, Ж-Ж Руссо, И. Песталоцци, И. Гербарта, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского на нравственное становление личности. Подход к определению места и значимости нравственного воспитания в становлении личности заложили учения В.И. Вернадского, П.А. Флоренского, Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, В.С. Соловьёва и др. Воспитательные концепции, сформулированные в трудах К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, стали во многом исходными позициями для определения содержания и средств нравственного воспитания, основанных на принципах народности и широкого использования русского языка как средства общения и познания. Гуманистический принцип свободы выбора развивается в идее о самосовершенствовании и свободном выборе души перед Богом. Эти идеи отражены в работах Н.А. Бердяева, К.В. Ельницкого, И.А. Ильина и использованы в работе в качестве обоснования необходимости формирования свободного нравственного выбора каждого воспитанника. Гуманистические принципы сотрудничества взрослого и ребёнка, обоснованные в трудах Л.С. Выгодского, С.Т. Шацкого, а также В.А. Сухомлинского, продолжающего традиции К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, Я. Корчака, взяты нами для обоснования содержания и форм совместной работы по нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста и воспитывающих взрослых. Особую значимость для нашего опыта представляют основные положения личностно-гуманной педагогики Ш.А. Амонашвили, гуманистические концепции личностно ориентированного образования М.Н. Берулавы, Е.В. Бондаревской, В.В. Серикова, которые продолжают развитие гуманистических идей в образовании и воспитании. Необходимо учесть результаты исследований содержания, целей и форм нравственного воспитания школьников, которым посвятили свои труды учёные-исследователи Н.Е. Щуркова, М.Г. Яновская, а также отметить значимость определений сущности морали и нравственных ценностей для воспитания подрастающего поколения, которые стали предметом изучения таких учёных, как С.И. Архангельский, В.А. Блюмкин, Г.Н. Волков, Д.М. Гришин, С.А. Козлова, Л.В. Рувинский, П.С. Гуревич, Н.Е. Щуркова. Мы, безусловно, опирались на теорию воспитания и целостного педагогического процесса прошлого и современности, разработанных такими авторитетами педагогики, как К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Ю.К. Бабанский, В.С. Ильин, Н.В.Маслов, Б.Т. Лихачёв, Н.Д Никандров, П.И. Пидкасистый. Таким образом, мы видим, что проблема нравственности достаточно изучена, появляется большое количество модулей по развитию нравственности у младших школьников. Но, не смотря на это, дети в большинстве своем остаются глухи к проблемам окружающих их людей, к тому, что происходит вокруг них. Их волнует свое собственное благополучие, и чаще материальное, нежели духовное. К основным проблемам можно также отнести духовную нищету детей, потерю семейных традиций, эгоцентризм у детей и их родителей, недостаточную ориентированность родителей на верный выбор художественной литературы для детей, неконтролиуемость просмотра видео- и интернет-материала. Помочь решить хотя бы половину проблем мы совместно с психолого-педагогической службой гимназии № 8 постарались, создав систему занятий в рамках федерального государственного образовательного стандарта второго поколения во внеурочной деятельности. Средства были выбраны целенаправленно, так как художественная литература, мультипликация и кинематография наиболее близки и понятны детям младшего школьного возраста. В нашей работе мы учитывали также сенсорные особенности детей и функциональную симметрию полушарий головного мозга для того, чтобы каждый из ребят получил полное представление о рассматриваемой проблеме. Все вышесказанное определило структуру работы с детьми по формированию нравственных ценностей:
В качестве примера мы приводим таблицу, в которой систематизирована технология работы с художественными произведениями, мультфильмами и кинофильмами.
Мы использовали три диагностики:
Положительная динамика наблюдается. Кроме того, к результатам можно отнести и успешное участие обущающихся в разного рода конкурсах, творческих фестивалях и проектах. Вышеописанная технология не замыкается на начальной ступени образования. Педагоги-предметники, классные руководители среднего и старшего звена могут использовать ее для воспитания нравственных ценностей детей. Перспективы использования данной технологии направлены на реализацию стандартов второго поколения и профессионального стандарта педагога. Приложение Диагностика изучения уровня сформировнности нравственных понятий у обучающихся Задание: Как ты понимаешь следующие слова?
Обучащимся проще всего было объяснить, что такое «дружба», «зло», «добро», «долг», «вина», «счастье», «справедливость». Раскрывая смысл этих категорий, дети давали четкие ответы, в них звучали конкретные проявления того или иного понятия. Труднее детям было объяснить такие понятия как «милосердие», «мудрость», «умеренность». Понимание этих понятий далеко от действительного.
Диагностика отношения к жизненным ценностям Инструкция: "Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список десяти желаний, выбрать из которых можно только пять". Список заранее записывается на доску. Список желаний:
Интерпретация:
Исходя из ответов детей, можно сделать вывод, что высокий уровень отношения к жизненным ценностям у 3 человек (30%), средний уровень – у 6 учащихся (60%) , ниже среднего уровня – у 1 ученика (10%). В представлениях детей о главных человеческих ценностях наблюдается положительная динамика. Духовные ценности преобладают над материальными, узколичностными и "продовольственно-вещевыми" потребностями. Диагностика нравственной воспитанности по методике Н.Е. Щурковой Адаптированный вариант теста «Размышляем о жизненном опыте» для младших школьников Цель: выявить нравственную воспитанность учащихся 3-4 классов. Ход проведения. Для успешного проведения теста необходима абсолютная тишина, анонимность (возможно лишь указать половую принадлежность, поставив в углу лист букву «м» - мальчик, «д» - девочка). Вопросы теста должны быть прочитаны поочередно ровным монотонным голосом, чтобы интонационная насыщенность не влияла на выбор ответа. Учащимся предлагается выбрать один из трех предложенных ответов и обозначить его в бланке для ответов. 1. На пути стоит одноклассник. Тебе надо пройти. Что ты делаешь? а) обойду не потревожив; 2. Вы замечаете среди гостей невзрачную девочку (мальчика), которая (который) одиноко сидит в стороне. Что ты сделаешь? а) ничего, какое мое дело; 3. Ты опаздываешь в школу. Видишь, что кому-то стало плохо. Что ты делаешь? а) тороплюсь в школу; 4. Твои соседи переезжают на новую квартиру. Они старые. Как ты поступишь? а) предложу свою помощь; 5. Ты узнал, что твой одноклассник несправедливо наказан. Как ты поступишь в этом случае? а) очень сержусь и ругаю обидчика последними словами; 6. Ты дежурный. Подметая пол, ты находите деньги. Что ты делаешь? а) они мои, раз я их нашел; 7. Ты пишешь контрольную работу. На что ты рассчитываешь? а) на шпаргалки; 8. Ты пришли на уборку школы и видишь, что все уже трудятся. Что ты предпримешь? а) поболтаюсь немного, потом видно будет; 9. Некий волшебник предлагает тебе устроить твою жизнь обеспеченной без необходимости работать. Что Вы ответите этому волшебнику? а) соглашусь с благодарностью; 10. Тебя учитель просит выполнить общественное поручение. Выполнять его не хочется. Как ты поступишь? а) забываю про него, вспомню, когда потребуют отчет; 11. Ты побывали на экскурсии в замечательном, но малоизвестном музее. Сообщишь ли ты кому-нибудь об этом? а) да, непременно скажу и постараюсь сводить их в музей; 12. Решается вопрос, кто бы мог выполнить полезную для твоего класса работу. Ты знаешь, что способен это сделать. Как ты поступишь? а) поднимаю рук и сообщаю о своем желании сделать работу; 13. Уроки закончились, ты собрался идти домой. И вот говорят «Есть важное дело. Надо». Как ты поступишь? а) напомню о праве на отдых; 14. С тобой разговаривают оскорбительным тоном. Как ты к этому относишься? а) отвечаю тем же; 15. Ты узнал, что школу закрыли по каким-то причинам. Как ты реагируешь? а) бесконечно рад, гуляю, наслаждаюсь жизнью; 16. Что ты чувствуешь, когда на твоих глазах хвалят кого-то из твоих одноклассников? а) ужасно завидую, мне неудобно; 17. Тебе подарили красивую необычной формы авторучку. На улице взрослые мальчишки требуют отдать подарок им. Что ты делаешь? а) отдаю - здоровье дороже; 18. Уезжая надолго из дома, как ты себя чувствуете вдали? а) быстро начинаю скучать; 19. Тебя просят послать книги в детский дом. Что ты делаешь? а) отбираю интересное и приношу; 20. Когда ты слышите о подвиге человека, что чаще всего приходит тебе в голову? а) у этого человека был, конечно, свой личный интерес; Бланк ответов Обработка полученных данных. Количество выборов, сделанных школьниками в каждом случае, необходимо подсчитать и выразить в процентном отношении к общему числу учащихся. Показателем, свидетельствующим о достаточной нравственной воспитанности учащихся, является количество выборов от 10 и более в следующих вариантах:
Показателем, свидетельствующим о некоторой безнравственной ориентации, эгоистической позиции, является количество выборов от 10 и более в следующих вариантах:
Показателем, свидетельствующим о несформированности нравственных отношений, неустойчивом, импульсивном поведении, является оставшееся количество выборов, где предпочтение явно не обнаруживается Список литературы
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены