РАЗРАБОТКИ
|
Использование проектной деятельности в преподавании литературы в кадетских классахЖизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту. Решению этой проблемы во многом способствует современное кадетское образование. Кадетское образование -это государственное образование граждан России, которые наряду с полным средним образованием получают профильное образование, ориентированное на нанесение военной и гражданской государственной службы. В работе кадетских классов приоритет отдается формированию и развитию патриотических чувств у подрастающего поколения. Система работы по патриотическому воспитанию в кадетских классах отражает Концепцию патриотического воспитания граждан РФ, основанной на интеграции кадетского компонента и учебных программ обучения, что позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития. Другая важная особенность интеграции образования на уроках в таких классах - его воспитательная доминанта, поскольку именно во время урока учитель имеет возможность выбора различных видов деятельности, что позволяет рассчитывать на «незаметное», а значит и более эффективное воспитание (так называемое «ненавязчивое воспитание»). Известно, что воспитательные возможности любого учебного предмета способствуют самоопределению школьников в личностной, социокультурной, профессиональных областях, включению их в различные виды творческой деятельности. Достижению целей воспитания гражданина, патриота и будущего защитника Отечества способствует реализация дополнительных возможностей такого учебного предмета, как литература. Опыт творческой деятельности на уроках литературы призван обеспечить готовность к поиску решения новых проблем, творческому преобразованию действительности, обеспечивает самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию, требует самостоятельного претворения ранее усвоенных знаний и умений в новых ситуациях, обеспечивает развитие способностей учащихся к дальнейшему развитию культуры, к совершенствованию мира, в котором мы живем. В нашем лицее растет число кадетов, занимающихся исследовательской деятельностью. С проектами выступают на городских и республиканских научных конференциях. Многие работы представляют интерес с точки зрения актуальности и научности поставленной проблемы («Кадетский жаргон: вчера и сегодня» (на материале повестей Н.С.Лескова «Кадетский монастырь» и А.И.Куприна «Кадеты. (На переломе)»). Кроме индивидуальных научно-исследовательских работ учащихся, практикуются групповые компьютерные проекты по темам уроков, например, «Отражение гражданской войны в русской литературе», «Птичий пантеон» в романе М. Шолохова «Тихий Дон», «Дорогами Великой Отечественной войны», «Письмо солдату», «Книга Памяти» и др. Одним из самых успешных был проект «Отечества достойные сыны», подготовленный и проведенный в 8 кадетском классе в рамках Месячника патриотического воспитания (апрель-май 2016 г.). Данный проект был обусловлен дидактическими целями, исходя из базового уровня обязательного минимума содержания основных образовательных программ по русскому языку и литературе, среди которых:
Чтобы реализовать наш проект, необходимо было наличие следующих компонентов:
Коллективный проект строился из индивидуальных проектов, когда каждый ученик имел возможность выбрать своего героя, самостоятельно собрать о нем материал, подготовиться к защите презентации. В проекте учащимся важно было отразить следующие аспекты жизни и деятельности героя:
Руководство к действию: выбрав героя, каждый ученик получал специальную папку исследователя. Задача: собрать нужные сведения о герое, используя возможности всех доступных источников информации, обобщить их и подготовить доклад по этим результатам исследования. Коллективный проект (работа в группах). Далее шло распределение учащихся по группам:
Учащиеся самостоятельно выбирали для себя роли в каждой группе: руководитель группы (капитан), ведущий специалист, дежурный стенографист, журналист-консерватор, журналист-новатор, генератор идей (писатель-выдумщик), критик. Задача каждой группы: работая по плану, подготовить выступления - защиту проектов. Исследование по коллективному проекту проводилось после выполнения индивидуальных проектов. Каждому учащемуся необходимо было выполнить творческую работу (сочинение, стихи, рисунки) по темам, связанным с формированием и проявлением чувства патриотизма. В исследовании использовался метод анкетного опроса: а) анкетирование 30 респондентов лицея, Формы защиты групповых проектов: литературная композиция, инсценировка, ток - шоу, диалог во времени и т.п. Опыт проведения литературных проектов богат, цель их - воспитание активной жизненной позиции учащихся на примере жизни и поступков героев; развитие и обогащение речи учащихся; творческих возможностей, умения выделять главное, обобщать и делать выводы; формирование отношений учащихся к событиям и героям произведений; умение находить в художественных произведениях черты реальных событий, анализировать реальность и вымысел. Кроме этого, работа в группах воспитывает чувство коллективизма, толерантность и умение отстаивать свою точку зрения. А это и является целью патриотического воспитания школьников. Использованная литература:
Всего комментариев: 1
1
natali1688 • 15:43, 22.02.2017
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены