РАЗРАБОТКИ
|
В поиске эффективных педагогических технологий при обучении химии и биологииБадигина О.А., Темпы развития современного общества предопределяют интенсивное накопление знаний в различных областях и огромный поток информации, поступающий ежедневно к каждому человеку. Встречаясь с новой информацией, учащиеся должны уметь рассматривать ее вдумчиво, критически, изучая новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации. В настоящее время общество заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Именно поэтому в соответствии с положениями ФГОС принципиально новым в обучении является системно-деятельностный подход, который способствует овладению в комплексе универсальными учебными действиями и опытом самостоятельной деятельности. Постановка такой задачи ориентирует учителей на компетентностный подход к организации учебно-воспитательного процесса и предполагает применение новых эффективных технологий. Одной из таковых технологий считается технология развития критического мышления учащихся (ТРКМ), которая формирует качества, необходимые любому современному человеку, определяющие его компетентность. Использование технологии развития критического мышления для формирования системы компетенций учащихся в области химии (главным образом учебно-познавательных) способно сделать этот процесс более эффективным. Основы технологии развития критического мышления (по И. В. Муштавинской) включают в себя три стадии: «вызов - осмысление новой информации - размышление (рефлексия)». 1 стадия - вызов («ликвидация чистого листа»). На этой стадии происходит актуализация имеющихся знаний по теме и пробуждение познавательной активности. Учащийся ставит перед собой вопрос "Что я знаю?" по данной проблеме. На этой же стадии у учащегося должно сформироваться представление, чего же он не знает - «Что хочу узнать?», «Зачем мне это нужно?». Для осуществления вызова на своих уроках я использую следующие приемы: рисунок, вопрос, мозговой штурм, ситуацию, проблему, опыт - загадку. Так, в начале урока биологии в 5 классе по теме «Знакомство с увеличительными приборами» я показываю такие картинки:
Спрашиваю ребят, знают ли они, что это такое. На первый взгляд - нет, но появляется множество версий. В процессе мозгового штурма выясняется, что на самом деле объекты им хорошо знакомы: на первой картинке изображен комар, на второй и на третьей - бабочка, а на четвертой - мякоть арбуза. Почему же мы не сразу поняли, что это такое? Постепенно подходим к выводу, что существуют специальные средства (приборы), которые дают увеличенные изображения. На мой вопрос «Что вы хотите узнать и чему научиться?» получаю ответ: «Хотим научиться пользоваться микроскопом!». В начале урока можно предложить учащимся набор ключевых слов для изучения нового материала, а далее по этим словам нужно составить небольшой рассказ. Затем заслушивается 2-3 рассказа. После изучения нового материала в рассказы вносятся необходимые уточнения или изменения (на стадии рефлексии). Еще один прием чтобы вызвать потребность узнать новое - «Потерянная информация». Это прием, когда сначала появляется заполненный кластер, а затем за несколько секунд вся информация исчезает. Чтобы его восстановить, необходимо изучить учебник, проделать ряд опытов, посоветоваться с товарищами и с преподавателем (стадия осмысления). Один из применяемых мной приемов я называю «Найди ошибку у преподавателя» и применяю для актуализации имеющихся знаний учащихся или на стадии рефлексии. На слайде я специально делаю несколько ошибок, например, в написании уравнений реакций или в решении задачи. Ребятам предлагается найти эти ошибки и исправить. Кто найдет больше ошибок - тот получает оценку. Этот прием чаще всего я использую во время проверки письменного задания самоподготовки. Скучная самопроверка превращается в соревнование, исчезает формальное отношение. 2 стадия - осмысление. Она даёт возможность познакомиться с новой информацией, понятиями, увязать их с уже имеющимися знаниями. На данной стадии учащийся под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на те вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии. На этой стадии я применяю следующие приемы:
3 стадия - рефлексия, размышление. Она позволяет ученикам осмыслить и обобщить всё, что они разобрали на уроке, выразить свое отношение к изученному вопросу или явлению. На этом этапе можно попросить учащихся старших классов составить текст рекламного объявления, соблюдая «правила рекламы»: максимум информации и целенаправленности при минимуме слов; доказательность и доходчивость; краткость, лаконичность; зрелищность, оригинальность и неповторимость в деталях. Прием для учащихся младших классов - придумать рассказ «Что произойдет, если...». Например, ученики 5 класса написали очень увлекательные сказки и мини-сочинения на тему «Если бы исчезли бактерии...». Эти три стадии необязательно должны присутствовать на каждом уроке, ведь обучение критическому мышлению – это динамический, творческий процесс, в котором необходимо использовать самые разнообразные формы и средства обучения.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены