РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Современная литература для подростков как один из ресурсов повышения качества литературного образования

Ветрова О.А.,
МАОУ СОШ №29,
учитель русского языка и литературы

На сегодняшний день перед учителями-словесниками остро стоит проблема поиска путей повышения познавательного интереса обучающихся к изучению литературы, укрепления их положительной мотивации в учении. В образовательных стандартах говорится о необходимости «воспитания квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного сознательно планировать свое досуговое чтение». Согласитесь, этих результатов трудно достичь в условиях детского «нечтения» и\или непонимания прочитанного.

Возможное решение проблемы - обращение на уроках к подростковой литературе XXI века, к новинкам. Эта литература понятна современным детям, в героях они узнают себя, в реалиях – мир за собственным окном, а педагог, знающий эту литературу и с увлечением о ней рассказывающий, становится интересен ребенку.

Именно тогда и становятся возможными «субъект-субъектные» отношения в образовательной деятельности. Кроме того, по утверждению методистов, «напугавшись программных произведений, ученики начинают бояться чтения в целом… Необходимо…примирить их с книгами, которые им интересно читать, и только потом приближать к книгам, которые нужно прочесть»*

В нашей практике были изысканы следующие пути интегрирования указанной литературы в урок.

1. Уроки-знакомства с новинками подростковой литературы на ежегодном екатеринбургском Открытом уроке чтения. Целесообразным нам представляется выбрать нетрадиционную форму подобного урока: урок-квест, урок-конференция, урок-праздник, видеоурок (показ и обсуждение буктрейлеров к новинкам).

В 2014 г. мы говорили с детьми об американском бестселлере, серии романов «Сумерки» С.Майер и фильмах, снятых по мотивам книг. Небогатые в художественном плане, романы тем не менее послужили для импровизированного научного исследования их жанрового своеобразия: заявленный автором жанр «сага», как выяснилось, не соответствовал литературоведческому определению, а больше походил на любовный роман.

В 2015 г. нами запланировано знакомство с книгой екатеринбурженки Е.Ленковской (1 место на «Книгуру»2013г.) «Сокровища Рифейскихгор». Чтобы вызвать интерес к этой познавательной книге об Урале, на уроке будет демонстрироваться буктрейлер, предложена серия несложных заданий-игр: «Третий лишний», «Потерянное звено» на материале книги.

2. Уроки внеклассного чтения. После изучения (а, может быть, перед?) программного произведения, в сюжете которого присутствует любовная линия, возможно изучение рассказов Т. Крюковой. Современная лексика, неожиданные концовки, небольшой объем, доступность, герои-подростки, испытывающие первое чувство – все это привлечет потенциальных читателей, сидящих за партами. Подобные уроки позволят провести параллель между произведениями разных эпох, порассуждать о традициях и новаторстве в литературе и «вечных» темах.

Так, например, после изучения бессмертной комедии А.С. Грибоедова нами была предпринята «неожиданная» попытка обсудить рассказ Т. Крюковой «Единожды солгавший» (2014). За героиней рассказа Ниной, дочерью богатых и влиятельных родителей, ухаживают два одноклассника, чтобы проверить искренность их чувств, девушка скрывает свое материальное положение. Обсуждение рассказа (достаточно 1 часа) снова отсылает обучающихся к неоднозначному образу грибоедовской Софьи, к вероломству Молчалина и благородству Чацкого. «Истинная и ложная любовь» - вот актуальная проблема, к которой подростки не равнодушны. В конце занятия можно порекомендовать и романы Т. Крюковой, и фильмы, снятые по мотивам ее произведений.

3. В 11-м классе при изучении темы «Литература последнего десятилетия» возможен разговор о романе «Дом, в котором…» М. Петросян (2009). Роман достаточно большой по объему, это может отпугнуть, поэтому целесообразнее предложить для чтения и обсуждения 2-3 страницы, показ презентации с портретами героев, восторженные отзывы читателей, буктрейлеры, сайт фанатов книги (материала в изобилии в интернете). Удастся заинтересовать – прочтут полностью.

Если указанный роман покажется неприемлемым, можно познакомить обучающихся с одним из последних произведений Э.Веркина «Облачный полк» (многочисленные литпремии). «Масштаба богомоловского «Ивана» и быковского «Сотникова», но при этом не пожелтевшая классика, а актуальнейшая вещь», - так отзываются критики о книге (01.03.2012 | Вадим Нестеров\\газета. ru -культура-книги) Возможно и подробное изучение «Облачного полка»: на уроках в старших классах, посвященных Великой Отечественной войне.

4. Современная литература для подростков – неисчерпаемый источник и для проектной деятельности обучающихся. Объектом исследования может быть выбран любой литературоведческий (или искусствоведческий) аспект, а привлечь к нему можно целую группу поклонников книги.

5. О роли современной литературы при подготовке к написанию экзаменационных работ уже неоднократно писали екатеринбургские педагоги. Так, например, Коптяева Т.А. обращается к сборнику новелл А.В. Застырца «Materies: книги о вещах и веществах» для проведения фронтальной, групповой и индивидуальной работы.

К слову сказать, глубокий эмоциональный отклик у старшеклассников может вызвать не только литературное произведение. Нашумевший мюзикл А. Пантыкина и К. Рубинского «WWW.Силиконовая дура.net» (премия «Золотая Маска», 2009) екатеринбургского театра музкомедии нами был использован как материал при подготовке к написанию сочинения-рассуждения на ЕГЭ по русскому языку.

Учителем был предложен перечень проблем, встречающихся в текстах ЕГЭ, а обучающиеся должны были выбрать только затронутые авторами мюзикла, оформить предложение. Следующий этап – вспомнить изучаемые на уроках произведения, где поднимались подобные проблемы, провести параллели с мюзиклом.

Указанные пути и произведения не единственные в попытке решить проблему детского «нечтения». Безусловно одно: литература старается помочь подростку решить задачи нравственного взросления и современный учитель должен принимать участие в этом процессе.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены