РАЗРАБОТКИ
|
Воспитание духовных, морально-нравственных качеств и патриотического духа среди младших школьников через уроки милосердияВоспитание духовных, морально-нравственных качеств младших школьников является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. За последние годы произошли существенные изменения в обществе, оказавшие влияние на все социальные системы в целом и образование в частности. Невозможно всерьез говорить о нравственном воспитании подрастающего поколения без обращения к традиционным культурным ценностям русского народа. Образование должно базироваться на воспитании школьников в духе традиционной для страны православной нравственности, достоверных научных знаниях и культурных традициях. Необходимо формировать интерес у детей к подлинным ценностям родной истории и культуры, духовной жизни. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания». Школьное образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность- это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. Важно с раннего детства заложить фундамент доброты и милосердия. В рамках организации внеурочной деятельности в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС в 2014-2015 учебном году были введены уроки милосердия. Учебно-методический комплект «Уроки милосердия» по духовно-нравственному просвещению и воспитанию учащихся разработан учителем начальных классов Новолядинской школы Тамбовского района Зубовой Галиной Дмитриевной. Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Средства массовой информации ведут разрушительную антидуховную пропаганду, что и становится причиной снижения критериев морали и нравственности подрастающего поколения. Поэтому введение уроков милосердия на данном этапе очень своевременно. Изучение нравственных основ православной культуры в рамках «Уроков милосердия» можно назвать курсом доброведения. Термин «доброведение» образован соединением двух слов «добро» и «ведать». Ведать, то есть знать, осваивать, усваивать добро. Уроки милосердия направлены на знакомство с православной культурой, формирование высоких ценностных отношений к духовному историческому и культурному национальному наследию и воспитания качеств, отличавших русский характер: доброту, открытость, трудолюбие, патриотизм, сострадание, милосердие, благородство. На этих занятиях дети обращаются к личному опыту, размышляют и моделируют ситуации, развивают нравственные чувства на примерах жизни православных святых, литературных героев, культуры, героев отечественной истории. Предмет «Уроки милосердия» воздействует на личность ребёнка посредством православной литературы. Православная художественная литература – богатый источник переживаний. В связи с этим в учебном пособии представлены следующие жанры художественной литературы: рассказы, стихи, пословицы, сказки, притчи, жития святых людей. При изучении курса дети знакомятся со стихами таких авторов как: А.Пушкин, М. Лермонтов, Е. Благинина, А. Майков, А.И. Плещеев, М. Пожаров, Е. Санин, М.Пляцковский, А. Барто и другие. Анализируют рассказы К.Д. Ушинского, В. Музыкиной, Ю.Коваля. В. Осеевой, М. Пришвина, В. Сухомлинсого, Ф. Достоевского, М. Салтыков – Щедрина и др. Вспомним замечательные слова В. Н. Соколова о пословице: В ней мысль, как озарение, Пословицы - это блистательное проявление творчества народа. Они в сконцентрированной форме выражают многовековую мудрость народа, его наблюдения над миром, окружающей природой и взаимоотношениями между людьми. Учащиеся на уроках милосердия объясняют смысл пословиц, например:
Роль сказок в становлении духовного мира ребенка неоценима. Язык сказок, насыщенный афоризмами, повторами и эпитетами, очень поэтичен, он утончает и возвышает душу слушающих. Важным опорным материалом духовно-нравственного воспитания являются притчи. Притча – это не просто поучительный рассказ, в ней мудрость веков. Язык притчи делает доступным мудрость веков для читателей любого возраста. Притча всегда предполагает диалог, беседу со слушателем или читателем, и её основное действие разворачивается тогда, когда история рассказана и начинается её осмысление. Ценность притчи в том, что она подсказывает способы разрешения конфликтной ситуации, дает возможность указать собеседнику на его недостатки, не используя агрессивность, в притче осуждается не человек, а порок. В программу «Уроков милосердия» введено несколько притч. Например, «Притча о муравье и голубке». Дети после прочтения данной притчи приходят к выводу, что добрый герой, будь он большим или совсем маленьким, за свои хорошие дела непременно оказывается вознагражден. В евангельской притче о милосердном самарянине Господь Иисус Христос наставляет, как следует проявлять любовь к людям. Главная мысль - дела милосердия оцениваются по глубине любви и силе воли, с которыми человек совершает их. В содержании курса представлены жития и деяния особо почитаемых на Руси православных святых людей: Пресвятой Богородицы, преподобных Петре и Февронии Муромских, Амвросия Оптинского, Сергия Радонежского. Удивительному взору ребёнка открывается совершенно незнакомый мир - мир людей, уже живущих на земле по законам Вечной жизни - Царствия Божия: по законам кротости, смирения, прощения, терпения, любви, самопожертвования, взаимопомощи и верности. В программе «Уроков милосердия» учащиеся знакомятся с главными православными праздниками на материале произведений Шмелёва, Салтыкова - Щедрина, Пушкина, Плещеева и других писателей и поэтов. Учащиеся знакомяться с духовным значением праздников Светлая Пасха и Рождество Христово в жизни народа. Изучают православные традиции праздников. Материал уроков милосердия способствуют воспитанию патриотического духа среди младших школьников. Учащиеся анализируют произведения о защитниках Отечества, знакомятся с библейскими законами войны. «Уроки милосердия» - это интегрированный курс, который включает в себя не только литературное, но и художественно-эстетическое творчество и музыкальное искусство. Поэтому виды деятельности на уроках самые разнообразные. Это работа с произведением, репродукциями картин, прикладное творчество, лепка, рисование, раскрашивание рисунков. Там, где целесообразно и вытекает из хода занятия, применяется проектная деятельность и коллективное творческое дело. Очень важно при знакомстве детей с произведениями литературы и изобразительного искусства, которое вводит детей в мир высоких духовно-нравственных образов, делать это в эмоционально привлекательной, понятной форме. Поэтому важную роль на занятиях играет её музыкальная часть. Музыка обладает эмоциональным воздействием, как на образное восприятие, так и на развитие духовно-нравственной сферы ребёнка. Классическая музыка сама по себе уже оказывает гармонизующее воздействие на психическое состояние и развитие детей. Поэтому на занятиях предполагается знакомство с музыкальными произведениями С.В. Рахманинова, П.И. Чайковского, Н.А., Римского-Корсакова, С.С.Прокофьева, М.П. Мусоргского и других композиторов. Во время выполнения ручного труда и рисования фрагменты музыкальных произведений могут служить музыкальным фоном. При изучении курса «Уроки милосердия» очень важно помочь ребёнку ощутить глубокую личную причастность к великим ценностям Православия, которые были созданы нашим народом и его государством, предками, законными наследниками которых и являются современные дети: на них лежит ответственность за сохранение и развитие этой величайшей в истории человечества культуры. В связи, с чем очевидно, что в деле духовно-нравственного воспитания ребёнка большое значение имеет взаимодействие педагога с семьей, которая рассматривается как малая Церковь. Многим родителям просто неизвестно, что уже в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что, в первую очередь, в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей. Постепенное включение родителей в активное воспитание своих детей на «Уроках милосердия» идёт от принятия детских работ в виде подарков до подготовки общих детско-родительских спектаклей, праздников и участия в семейных поездках и экскурсиях, активного участия в благотворительных акциях, концертах, оказании помощи детским домам, ветеранам и участникам Великой Отечественной войны, вдовам погибших. Таким образом, материал уроков милосердия позволят сформировать ценностные отношения к духовному историческому наследию и воспитанию доброты, открытости, милосердия, благородства, умению отличать добро от зла. Научат детей быть отзывчивыми и разовьют способности к сопереживанию, что так необходимо в наше время. Информационные ресурсы
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Родителям
Как подготовить ребенка к экзамену по английскому Особенности физического воспитания в условиях семьи Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка у младших школьников Учим уроки дома (в помощь родителям) Дополнительные способы стимуляции речевой активности детей с ограниченными возможностями здоровья |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены