РАЗРАБОТКИ
|
Использование проектной технологии на уроках химииАртеменко Екатерина Викторовна, В современном мире недостаточно просто владеть определенными знаниями навыками, нужно научиться их приобретать и применять в реальных жизненных ситуациях. Это основная задача метода проектов, который часто применяется для обучения детей в школе. Метод проектов возник во второй половине XIX столетия в США. Его назвали методом проблем, который отражал идеи гуманистического направления в философии и дидактике. Авторами его считаются Дж. Дьюи, а также его ученик В. Килпаткик. Главное, что добивались авторы метода проектов – строить обучение на активной основе, используя деятельность ученика, его интересы и потребности. В России метод проектов получил широкое распространение в Трудовой школе 20-х г.г. Основоположником отечественной школы метода проектов следует считать П.П. Блонского. Теоретические идеи, высказанные П.П. Блонским, попытался реализовать на практике другой русский ученый-педагог С.Т. Шацкий. Он исходил из того, что школа должна готовить учащихся к жизни, а не только учить грамоте. С.Т. Шацкий считал, что воспитание человека должно быть воспитанием его самостоятельности в процессе самостоятельной творческой деятельности. За сто лет существования метода проектов внесено много нового и весьма ценного в его содержание и методику организации, однако суть его остается прежней – стимулировать интерес ребят к постановке и решению новых проблем, которые требуют не только практического применения уже полученных знаний, но и приобретения новых в рамках небольшого самостоятельного исследования [3, с. 27]. Проект – это такой вид деятельности, который учит школьников самостоятельно искать и анализировать информацию, обобщать и применять полученные раннее знания по предметам, приобрести самостоятельность, ответственность, сформулировать и развить умение планировать и принимать решения [1, с. 45]. Можно выделить следующие основные этапы проекта: подготовительный (постановка целей и задач, актуализация проблемы, сбор и анализ информации), практический (оформление продукта проекта) и заключительный (представление, защита проекта). Существует множество классификаций проекта, наиболее часто используемая классификация следующая: I. По характеру координации:
Чаще всего на уроках я использую проекты с открытой координацией. II. По характеру контактов:
Пока мне удалось осуществить только внутренние проекты, но я стремлюсь к тому, чтобы проект приобрел международный статус. III. По структуре:
IV. По числу участников выделяют индивидуальные, парные и групповые проекты. V. По продолжительности:
В своей деятельности я использую все виды проектов. Так, например, с учащимися 10-го класса мы реализуем долгосрочный, групповой, информационный проект «Знакомьтесь – Органическая химия». Т.к. на изучение химии в 10-м классе уделяется только один час в неделю, следовательно, подготовительный этап работы над проектом (постановка целей и задач, сбор и анализ информации) проходит в течение первой и второй четверти. В третьей четверти происходит оформление проекта (практический этап), а в четвертой четверти учащиеся 10-го класса защищают свой проект перед девятиклассниками (заключительный этап работы над проектом). Цель данного проекта – познакомить учащихся 9-го класса с органической химией и теорией строения органических соединений, с основными классами органических соединений, их физическими и химическими свойствами. Учащиеся на первом уроке химии в 10-м классе разбиваются на группы по четыре-пять человек и выбирают тему проекта. Выбрав тему, они пытаются сформулировать цель проекта и продумать результат. По ходу изучения органической химии и разработке своего проекта учащиеся корректируют цели и задачи, подбирают необходимый материал, и еще раз обдумывают результат проекта. Так в прошлом году одна из групп учащихся 10-го класса разработала брошюру «Угадай кто я?» для девятиклассников. С ее помощью девятиклассники познакомились с основными качественными реакциями в органической химии. По теории строения органических соединений другой группой учащихся 10-го класса был разыгран спектакль «Как мы устроены». Основными действующими лицами были Углерод, Водород, Кислород, Азот. Ими были обыграны основные положения теории строения органических соединений. Третьей группой учащихся 10-го класса была разработана презентация на тему «Меня так назвали потому что…», в которой учащиеся представили именные реакции в органической химии, историю их открытия. Таким образом, учащиеся 10-го класса знакомятся с органической химией, выявляют наиболее сложные вопросы, темы и по ним уже разрабатывают свои мини-проекты в группе и представляют и защищают продукт проекта перед девятиклассниками. В 9-м классе был реализован игровой групповой проект «Основные классы неорганических соединений». Продуктом проекта является сценарий игры-викторины для учащихся 8-х классов «Давайте поразмыслим…». На подготовительном этапе учащимися разработан сценарий игры (учащиеся 8-го класса делятся на команды, командам даются названия и в соревновательной форме учащиеся отвечают на вопросы ведущего), поставлены цели и задачи (что должны усвоить учащиеся 8-х классов по теме «Основные классы неорганических соединений» в результате участия в игре). На практическом этапе работы над проектом девятиклассники подбирали материал по теме, составляли вопросы и т.д. Результатом проекта стало проведение игры-викторины между учащимися 8-х классов. Победителям было присвоено звание – великие мыслители химической науки. Так на подготовительном этапе при обсуждении темы проекта с учителем учащиеся самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель проекта (коммуникативные, регулятивные и познавательные УУД). На этапе планирования формируются коммуникативные (планирование учебного сотрудничества – умение задавать вопросы, высказывать свое мнение, выслушивать мнение других участников группы) и регулятивные УУД (планирование – выбирать действие в соответствии с поставленной задачей, составлять план действий и т.д.). На заключительном этапе работы над проектом учащимися осуществляется контроль, самоконтроль и коррекция продукта проекта (регулятивные УУД), взаимодействие друг с другом при защите проекта и представлении продукта проекта. У учащихся формируются общеучебные навыки – умение контролировать и оценивать процесс и результат деятельности, осуществлять рефлексию способов и условий действий. На каждом этапе работы над проектом происходит формирование личностных УУД учащихся (самостоятельная и личностная ответственность, готовность и способность к саморазвитию, осознание ответственности и т.д.). Таким образом, проектная деятельность помогает в интересной нескучной форме формировать огромное количество УУД, что позволяет полноценно реализовать цели и задачи ФГОС нового поколения. Список литературы:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены