РАЗРАБОТКИ
|
Развитие речи учащихся начальных классов при изучении омонимов и многозначных словПриходько Валентина Сергеевна В свете когнитивной лингвистики, рассматривающей многозначность как языковую универсалию, являющуюся, по мнению Е.В. Падучевой, продуктом когнитивного развития человека, а именно, его дискретного и системного представления мира, актуальной является проблема разграничения полисемии и омонимии как языковых феноменов [5]. Данная проблема неоднократно ставилась в исследованиях лингвистов. На современном этапе в связи со значительным количеством фундаментальных исследований в области лексикологии открылись новые перспективы для ее глубокого и всестороннего осмысления. Обратимся к терминологии рассматриваемых объектов. С точки зрения И.Б. Голуба и В.Д. Неклюдова, омонимия (от греч. homos -одинаковый, onyma- имя) - совпадение в звучании и написании слов, различных по значению [3]. В.В. Виноградов многозначность слова (полисемию) определяет как наличие у слова более чем одного значения, т. е. способность одного слова передавать различную информацию о предметах и явлениях внеязыковой действительности [4]. Многозначность представляет собой следствие переноса наименования с одного предмета на другой. Н.М. Шанский подчеркивал, что основные виды переносных значений - это метафора (употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений), метонимия (употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на основании внутренней или внешней связи между ними) и синекдоха (употребление названия целого вместо названия части, общего вместо частного и наоборот) [7]. Проблему разграничения полисемии и омонимии прямо или косвенно затрагивают И.Б. Голуб и В.Д. Неклюдов, И.В.Евсеева, Т.А.Лузгина, И.А.Славкина и Ф.В.Степанова и др. И.Б. Голуб и В.Д. Неклюдов отмечают, что разграничение омонимии и многозначности отражено в толковых словарях: различные значения многозначных слов приводятся в одной словарной статье, а омонимы - в разных [3,6]. И.В.Евсеева, Т.А.Лузгина, И.А.Славкина и Ф.В.Степанова выделяют критерии разграничения омонимии и полисемии: этимологический, словообразовательный, синтаксический, семантический и др. [6]. Необходимо отметить, что сущность развития речи младших школьников заключается в процессе овладения речью: средствами языка (фонетикой, лексикой, грамматикой, культурой речи, стилями) и механизмами речи - ее восприятия и выражения своих мыслей. Программа по русскому языку уделяет большое внимание развитию речи учащихся. Одним из направлений развития речи является обогащение словарного запаса. В связи с этим большой интерес представляет работа над многозначностью слова. Обычно в методической литературе, в практической работе учителей обогащение словаря учащихся велось за счет количественного накопления новых слов, значения которых должны были усвоить ученики. В настоящее время в связи с возросшими требованиями к культуре речи учащихся необходимо работать не только над количественным, но и над качественным обогащением словарного запаса школьников. Эта работа должна пойти не по пути накопления новых лексических единиц, а в направлении раскрытия и усвоения многозначности уже известных слов. Многочисленные ошибки учащихся, связанные с использованием в речи многозначных слов, свидетельствуют о необходимости серьезной и систематической работы над многозначностью и - шире - над значением слова вообще. Школьники не знают, а часто не умеют использовать различные значения полисемантичных слов, очень распространенными являются и ошибки, связанные с употреблением в речи слов с переносным значением. Их типы очень многообразны и не сводятся только к употреблению слова в несвойственном ему значении. От многозначности школьники переходят к омонимам. Теоретический материал по омонимам и многозначности в начальной школе не дается, поэтому задача учителя - познакомить младших школьников в практическом плане с этими лексическими понятиями (без сообщения терминов). Для правильной организации работы с омонимами и многозначными словами необходимо четко разграничивать данные языковые явления. Чтобы определить методику развития речи при изучении многозначных слов и омонимии, необходимо обратиться к методике развития речи на лексическом уровне, которая предусматривает следующие основные направления: Обогащение словаря, т. е. усвоение новых, ранее неизвестных учащимся слов, а также новых значений тех слов, которые уже имелись в словарном запасе. Это достигается посредством прибавления к словарю ребенка ежедневно 4- 6 новых лексических единиц. Уточнение словаря – это словарно-стилистическая работа, развитие гибкости словаря, его точности и выразительности. Данная работа предполагает: наполнение содержанием тех слов, которые усвоены не вполне точно, что обеспечивается включением их в контекст, сопоставлением и сравнением с другими словами; усвоение лексической сочетаемость слов, в том числе во фразеологических единицах; усвоение иносказательных значений слова, многозначности слов. Активизация словаря, т. е. перенесение как можно большего количества слов из словаря пассивного в словарь активный. Слова включаются в предложения и словосочетания, вводятся в пересказ прочитанного, в беседу, в рассказ, изложение и сочинение. И.Ю. Винокурова отмечает, что основные источники обогащения и совершенствования словаря – это произведения художественной литературы, тексты учебных книг, речь учителя. Все это – педагогически контролируемые и организуемые источники обогащения языка. Но на речь учащихся влияют и другие, неконтролируемые источники (речь родителей, друзей и т. п.) [2]. Необходимо подчеркнуть, что все направления словарной работы возможны в начальных классах лишь на практической основе, главным образом с опорой на текст, без теоретических сведений. В младших классах лексическая работа в основном носит пропедевтический характер: она способствует формированию представлений о различных лексических единицах, подготавливает детей к усвоению соответствующей системы понятий. Школьники знакомятся с рядом лексических терминов, идет практическая работа, нацеленная на формирование некоторых умений: обнаружить явление, описать его, определить роль в тексте, самостоятельно использовать в собственной речи. Эта работа очень важна, поскольку интерес к родному языку формируется, прежде всего, через интерес к единицам лексического уровня. Большое значение имеет работа над многозначностью слова. Обычно в практической работе учителей обогащение словаря учащихся ведется за счет количественного накопления новых слов, значения которых должны усвоить ученики. В настоящее время в связи с возросшими требованиями к культуре речи учащихся необходимо работать не только над количественным, по и над качественным обогащением словарного запаса школьников. Эта работа должна пойти не по пути накопления новых лексических единиц, а в направлении раскрытия и усвоения многозначности уже известных слов. Многочисленные ошибки учащихся, связанные с использованием в речи многозначных слов, свидетельствуют о необходимости серьезной и систематической работы над многозначностью и над значением слова вообще. Школьники не знают, а часто и не умеют использовать различные значения полисемантичных слов, очень распространенными являются и ошибки, связанные с употреблением в речи слов с переносным значением. М.Т. Баранов выделяет, что школьникам могут быть предложены следующие задания:
Итак, в начальной школе теоретический материал по омонимам и многозначности не дается, поэтому задача учителя - познакомить младших школьников в практическом плане с этими лексическими понятиями (без сообщения терминов). Для правильной организации работы с омонимами и многозначными словами необходимо четко разграничивать данные языковые явления. Процесс развития речи при изучении явлений многозначных слов и омонимии в младшем школьном возрасте будет эффективным при соблюдении следующих условий:
Литература
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены