РАЗРАБОТКИ
|
Использование технологии смыслового чтения в работе с детьми с задержкой психического развитияАвтор: Андреева Ксения Анатольевна Основа современной культуры – культура книжная. Читающие люди более успешны в жизни, так как осознанное чтение – залог успеха в обучении, средство самореализации и активного взаимодействия с окружающим миром. Важная миссия человечества – сохранение и развитие читательской культуры. По уровню чтения РФ отстает от развитых стран. Исследования сформированности интереса к чтению показывают, что по доле читающих детей (5-6 лет) РФ уступает большинству развитых стран, и хотя по доле читающих школьников младших классов (7-10 лет) Россия находится на одном уровне с развитыми странами, она занимает последнее место по доле читающих подростков и взрослого населения. Дети младшего школьного возраста, а в особенности – дети с задержкой психического развития, очень часто испытывают нежелание читать книги. Чтение кажется им скучным и абсолютно бесполезным занятием. Чаще всего книга в их руках оказывается по требованию учителя или родителей и воспринимается как обязанность, а не как что-то увлекательное и интересное. Кроме того, дети с задержкой психического развития иногда воспринимают факты в тексте буквально, не видя подтекста и скрытого смысла. Задачи технологии смыслового чтения – сделать процесс чтения наиболее продуктивным, интересным, избежать поверхностного анализа текста, учить детей видеть и понимать главную мысль текста, связывать ее с реальной жизнью. Технология смыслового чтения включает в себя три этапа работы с текстом. I этап. Работа с текстом до чтения.
II этап. Работа с текстом во время чтения
III этап. Работа с текстом после чтения
Данные этапы применимы как к работе с произведениями на литературном чтении, так и с текстами упражнений на русском языке, и с задачами на математике. Существуют также приемы смыслового чтения, которые также могут использоваться на каждом уроке: Приём « Ромашка Блума» Шесть лепестков – шесть типов вопросов. Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, воспроизвести некую информацию, имеющуюся в тексте (где? что? когда? зачем?) Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...?», «Если я правильно поняла, то...?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о...?». Целью этих вопросов является предоставление обратной связи ученику относительно того, что он только что сказал. Очень важно эти вопросы задавать без негативной мимики. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». В некоторых ситуациях (как об этом говорилось выше) могут восприниматься негативно – как принуждение к оправданию. В других случаях – направлены на установление причинно-следственных связей. Если учащийся знает ответ на этот вопрос, тогда он из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе на него присутствует элемент самостоятельности. Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза. «Что бы изменилось в …., если бы ….?», «Как вы думаете, как будет ….?». Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или фактов. «Чем …… отличается от ……?» и т.д. Практические вопросы. Это вопросы, направленные на установление взаимосвязи между теорией и практикой. Например: «Как вы поступили бы?» или «Где в нашей жизни можно встретить …?». Приём «Кластер» Кластеры используются для структуризации и систематизации материала. Кластер – способ графической организации учебного материала, суть которой заключается в том, что в середине листа записывается или зарисовывается основное слово (идея, тема), а по сторонам от него фиксируются идеи (слова, рисунки), с ним связанные. Приём «Верные и неверные утверждения» Универсальный прием, способствующий актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. Данный прием дает возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока. Стратегия формирует умение оценивать ситуацию или факты, умение анализировать информацию, умение отражать свое мнение. Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: верно – «+», не верно – «-». Приём «Верите ли вы…» Проводится с целью вызвать интерес к изучению темы и создать положительную мотивацию самостоятельного изучения текста по этой теме. Каждый из этих приемов эффективен не только потому, что развивают навыки чтения детей младшего школьного возраста, но и значительно повышают мотивацию, интерес к учебному процессу. Смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым, учащимся необходимо точно и полно понимать содержание текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность. То есть с помощью технологии смыслового чтения мы не только развиваем у детей умение читать, но и формируем познавательные УУД. Поэтому технология смыслового чтения обязательно должна использоваться и в работе с детьми общеобразовательных школ, и с детьми с задержкой психического развития.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены