РАЗРАБОТКИ
|
Культурологический подход в обучении истории и обществознанияМое жизненное и педагогическое кредо сливается воедино, которое можно представить словами известного поэта Б.Пастернака: Во всем мне хочется дойти С того самого момента, когда я начала работать в школе, у меня появилась новая записная книжка «Мои педагогические находки». Я как молодой специалист, поработав в образовании в течении полутора лет, пришла к выводу, что нужно осваивать новые подходы и технологии обучения и воспитания. Среди многочисленных инноваций я для себя открыла культурологический подход, потому что именно культурологический подход в истории дает возможность изучения человека в истории и культуре в контексте общечеловеческих и национальных ценностей. Он подразумевает под собой межпредметную интеграцию, обучающимся нужно дать знания, которые интегрируются из целого комплекса социально – гуманитарных наук, в том числе, истории, обществознания, МХК, и вооружить его ценностно – практическим опытом, погрузить в практику творческой деятельности. В данном случае, история будет считаться интегратором (системообразующим предметом), МХК и обществознание выступят как вспомогательные дисциплины, способствующие расширению, дополнению, углублению и уточнению материала. Центральное место в культурологическом подходе занимает концепция человека. Исходя из этого, культурологический подход в обучении предполагает решение 3 стратегических задач:
Культурологический подход работает не только на предметные, но и метапредметные результаты, а именно на личностные, т.е. формируют нравственную культуру школьников. А это, я считаю, наивысшая цель воспитания. Для примера, я бы хотела представить одно из заданий культурологического подхода на уроке истории. В программе 11 класса есть тема «Советский тыл в годы Великой Отечественной войны». Чтобы учащиеся в полной мере имели представление о том, какие настроения были у жителей Советского Союза, чтобы они знали, как эти настроения формировались, чтобы развить у школьников критическое мышление, им предлагаю следующие вопросы: Вопросы
Отвечая на эти вопросы, учащиеся, во-первых, узнают о яркой исторической личности, во-вторых, они формируют свое представление о нем как эталоне патриотизма и преданности своей Отчизне. Одним из немаловажных аспектов культурологического подхода на уроках истории является работа с историческими источниками, причем научить работать с ними нужно уже в 5 классе. В настоящее время историческая наука располагает значительным числом разнообразных источников, отражающих историю развития человечества. В 5 классе чаще всего используются письменные документы, литературные произведения и устные предания. При работе с этими источниками предполагается овладеть технологией воспроизводящего уровня, преобразующего и творческого. В 5 классе основной акцент делается на воспроизводящем и преобразующем уровне, которые предполагают не только пересказ документа, но и выделение главной идеи. Я, как учитель, пятиклассникам даю адаптированный алгоритм работы с источником. Используя культурологический подход и технологию работы с историческими источниками, в большей степени озабочена духовным обогащением и взращиванием личности своих детей. Ведь учителю, который еще является классным руководителем в современной школе, вводящему детей в контекст современной мировой культуры, необходимо содействовать выбору жизненных ценностей ребенка. К сожалению, кризисный период общественного развития производит ценностные перевертыши: вдруг вместо ценности добра провозглашается ценность силы; труд как ценность уступает место роскоши, а содержание любви низводится до мимолетных отношений. Я считаю, что классный руководитель, как никто другой, влияет на становление и развитие личности школьника, проживающего важнейшие моменты своей жизни в группе товарищей по классу. Классный руководитель решает важнейшие вопросы воспитания школьника, как-то: воспитание трудолюбия, осознание ценности человеческой жизни, любовь к близким, родному краю, укрепление веры в Россию и т.д. Еще в 4 классе я изучила контингент учащихся класса, в котором мне предстояло работать. Делая акцент на приоритетах жизненных ценностей детей, опираясь на исследования лаборатории воспитания нравственно-этической культуры ГосНИИ (государственного научно-исследовательского института) семьи и воспитания РАО (Российской академии образования) мною было проведено анкетирование-опрос по методике А.И.Шемшуриной, обладателя премии Президента РФ В.В. Путина. Результаты первоначального анкетирования позволили мне выявить проблемы, которые необходимо будет решить мне, как классному руководителю в 5 классе. В соответствии с этим была спланирована воспитательная работа. В следствие работы расширились дружеские контакты, улучшился микроклимат в классе, повысилось чувство ответственности. Иллюстрацией данной работы могут служить (мероприятия, грамоты, фотографии). Осуществление культурологического подхода в урочной и внеурочной деятельности, работа в школьном музее, позволили мне с ребятами достичь некоторых результатов.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены