РАЗРАБОТКИ
|
Организация учебной дискуссии на уроках истории«Я мыслю, значит, я существую» - много веков назад сказал философ Декарт, его слова и сегодня не потеряли свою ценность, действительно, мышление - то, что позволяет человеку добираться до истины, имея в своей голове большое количество смутных идей, развиваться, делать пускай даже маленькие, но открытия. И задача современной школы - помогать детям мыслить, развивать свой разум, что позволяет эффективней использовать свой организм и заложенные в нас дары. На своих уроках я стараюсь использовать методы, максимально активизирующие мыслительную деятельность. К таким методам можно отнести - дискуссию. Я использую следующие дискуссионные приемы - мозговой штурм, круглый стол, дебаты. Мозговой штурм удобно проводить на стадии вызова и рефлексии когда необходимо актуализировать имеющиеся знания у учащихся или подвести итоги. Дети коллективно обсуждают проблему, ищут её решение, при этом свободно выражают свое мнение, принимаются все идеи даже противоречащие общему мнению. Обычно я фиксирую мысли детей на доске, стараюсь учесть все высказывания. Например, в 7 классе урок по теме: «Великие географические открытия и их последствия» На стадии рефлексии ученикам предлагается ответить вопрос: «Каковы последствия Великих географических открытий?» На доске записываю версии учеников, предлагаю перейти к анализу и выбрать правильные ответы, подчеркиваю их. Затем выбираем положительные и отрицательные последствия, записываем в один столбик положительные, в другой –отрицательные. Этот прием учит детей находить решения разных проблем, а также рассматривать проблему с разных сторон, что пригодится ученикам в жизни. Очень важно, что дети сами приходят к определенным выводам, учитель лишь направляет их деятельность. Даже в слабых классах ученики активизируются и включаются в работу. Организация урока в виде круглого стола требует более тщательной подготовки. На занятие выносится проблемный вопрос, в основу которого преднамеренно заложены несколько точек зрения, ученики заранее готовят небольшие доклады, в которых отражают свою позицию по вопросу. Время выступления ограничено, не более 5 минут. Учащиеся внимательно слушают, а в конце урока вместе со мной обобщают полученную информацию. Задача круглого стола сформулировать общую позицию, к которой пришли или близки все участники встречи. Данный прием я использую в работе при изучении тем, связанных с общественным движением, т.к. здесь всегда множество взглядов на пути развития общества, государства, но в основе их – желание видеть свою Родину развитой, процветающей и к этой мысли я подвожу учащихся в конце урока. Таким образом, участие в «круглом столе» способствует приобретению таких навыков как:
Для использования технологии дебаты необходимо выбрать подходящую тему или сформулировать её нестандартным образом. Например, тема в 7 классе: «Реформация в Европе. Обновление христианства» можно сформулировать так: «Реформация-достижение или проблема европейского общества?» Соответственно, класс делится на 2 группы- сторонников и противников реформации. Или «Петр I - чудо или чудовище?», вместо темы учебника «Преобразования в петровскую эпоху». Задание учащимся заранее подготовить аргументы в защиту своей точки зрения, а так же вопросы другой команде. Урок можно провести в игровой форме, тогда учащимся можно предложить перевоплотиться в участников тех событий, в моем примере это сторонники реформации (протестанты) и противники (католики). Каждой команде можно предложить придумать и нарисовать свою эмблему и представить её в начале урока(2 мин) Выбираем жюри, оно выставляет отметки в оценочный лист, обязательно прописываем критерии оценки ( аргументация, логика, структурирование, культура речи, культура поведения). В процессе дебатов учитель следит за временем, направляет учащихся, налагает санкции. Спикеры от команд представляют свои точки зрения, приводят аргументы(5 мин). Далее участники задают перекрестные вопросы, дополняют выступления, опровергают доводы. В конце урока подводим итоги, формулируем вывод по теме, стараемся сделать позитивный вывод, даём слово жюри, выставляем отметки. Такая форма способствует тому, что ученики учатся рассматривать одно событие с различных точек зрения, учатся отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, а также уважать мнение другого человека. Необычный урок обязательно понравится ученикам, потому что они не просто присутствуют на нём как зрители, а активно включаются в работу. Урок проходит динамично и интересно не только для детей, но и для учителя. Подводя итоги можно отметить, что обращаясь к спорным вопросам истории, во время проведения дискуссий, мы не только обмениваемся информацией, но и учимся мыслить, рассматриваем проблему с разных сторон, составляем из множества разрозненных фактов целостную картину события. Такие уроки позволяют проявить индивидуальность, помогают ученику самоопределиться в сложных вопросах жизни, помогают совершенствоваться духовно.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Родителям
Преодоление трудностей в обучении детей через применение игровых технологий Актуальные психологические проблемы современного старшеклассника и пути их преодоления Виды, формы и последствия насилия в семье Как помочь ребёнку справиться со стрессом из-за полученных оценок? Мастер-класс для родителей на тему «Нетрадиционные техники рисования с детьми 2-3 лет». |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены