РАЗРАБОТКИ
|
Федеральный государственный образовательный стандарт в школе и понятие «коммуникация» в концепция общества у Никласа ЛуманаБурыкина Н.Б., В статье рассматривается важное для современного образования понятие «коммуникация», приводится определение этого понятия автора теории. Теоретическое раскрытие данной темы необходимо учителю, чтобы правильно строить процесс коммуникации на уроке. Федеральный государственный образовательный стандарт определяет метапредметные результаты обученности школьников, включающие освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), а также активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. В соответствии с современным стандартом в школе все больше внимания уделяется коммуникации и формированию у школьника коммуникативных действий. Этот процесс требует изучения вопросов коммуникации в теории для того, чтобы затем использовать в практической деятельности. Теоретическую основу понятия разработал Никлас Луман (1927–1998 гг.) – немецкий социолог, социальный философ и теоретик, автор трудов по социологии общественных систем, права, экономики, политики, искусства, теории общества, религии, управления. По Н. Луману – коммуникация — основа общества, причина и начало его образования: «социальные системы образуются вообще исключительно благодаря коммуникации». Концепция Н. Лумана определяет общество как оперативно закрытую аутопойетическую (самовоспроизводящуюся) систему; самоописывающимся субъектом; автологичную – должную содержать саму себя. В своей теории он вводит различение системы и окружающей среды. Система является формой различения: система как внутренняя сторона формы и окружающая среда как внешняя сторона формы. Граница между ними существует лишь как указание пересечь ее изнутри вовне или извне вовнутрь. Система располагает внутренними и внешними причинами производства своего продукта. Операции, которые производят общественную систему из собственных продуктов – коммуникации из коммуникаций. Лишь с помощью понятия коммуникации социальную систему можно мыслить как аутопойетическую систему, которая состоит из элементов: из коммуникаций, производящих и воспроизводящих себя посредством сети этих элементов, посредством коммуникаций. Коммуникация как социальная операция осуществляется лишь тогда, когда можно синтезировать три аспекта: различение информации, сообщения и понимания – это те процессы, которые надо формировать у школьника для освоения им такого универсального учебного действия как коммуникация. Коммуникация на пути провоцирования самой себя производит больше, создавая на каждом шагу бифуркацию восприятия и отклонения, открывает и закрывает систему. Только вследствие этой бифуркации может иметь место история, ход которой зависит от того, какое направление будет избрано. Общество является самоописывающей, самонаблюдающей системой, использует собственный способ для осуществления самореферентных операций. Общество является всеобъемлющей системой всех коммуникаций, воспроизводящих себя аутопойетически, в то время как она производит все новые коммуникации в рекурсивной сети коммуникаций. Эмердженность (эмерджентный эволюционизм − качественный скачок при возникновении нового уровня бытия − философская концепция, объясняющая строение и эволюцию мира на основе телеологического принципа развития) такой системы включает коммуникации, так как они способны к подключению лишь внутренним образом [5]. Разные социальные системы – это такие, как социально-философские концепции, любовь, искусство, политика, право, мораль, права человека, воспитание, религия и др. Аутопойезис – это циркулярный процесс интеракций постоянно воспроизводящихся системных компонентов, необходимых для сохранения системы. Рекурсивность состоит в том, что в процессе воспроизводства системы применяются ее собственные продукты и результаты. Например, сознание – автопойетично: оно является системой, воспроизводящей свои элементы – мысли, из своих же элементов – мыслей, то есть рекурсивно, но и воспринимая то, что происходит в окружающей среде. Тождественным понятию «аутопойезис» является понятие «самореференция» – самонаправленные акты [1, с. 57]. Социальные системы аутопойетичны благодаря тому, что они постоянно подключают свои коммуникации к коммуникациям других систем. В системе существуют противоположные ценностные ориентации и конфликты. Окружающая среда включает конкретных людей, страны, территории [5]. Личность по Н. Луману не входит в социальную систему, система личностей входит в окружающую среду. Она принимает частичное участие в конституировании и истории системы в соответствии со своей ролевой установкой. С понятием «окружающая среда» Н. Луман использует понятие «смысл» – медиум переработки мировой комплексности: человеческое переживание как избыток возможностей, которое должно быть структурировано с помощью программы управления выбором – этому служит то, что мы привыкли называть смыслом. Смысл культурно обусловлен. Только человеческое поведение ориентировано на смысл: на «институционализированные образцы поведения, прошлый опыт, актуальные переживания личностей в их взаимоотношениях с окружающей средой, которое сориентировано на собственную внутреннюю и на внешнюю социальную действительность (на себя и на мир). Смысл рассматривается в качестве определенной стратегии селективного поведения, основывающейся на способной к актуализации репрезентации комплексности мира в любой момент времени. Но во времени не человек совершает осмысленные действия, а система с помощью смысла редуцирует комплексность окружающей среды. Понятие «коммуникация» связано с понятием «смысл» в трех формах измерения: как измерение самого смысла (предметно-смысловое содержание реальности – лица или группы лиц); как измерение времени (отсылка к прошлому, будущему, дистанцирование); как социальное измерение (как другие лица, переживая и действуя, относятся к тому или иному смыслу) [ ]. Коммуникация рассматривается Н. Луманом как самореферируемый процесс в системах и меду системами и представляет собой синтез трех селекций: информации, сообщения и понимания, то есть синтез информации, заключающегося в ней сообщения, понимания сообщения второй коммуницирующей системой [2, с. 117]. Самоописание, которое самонаблюдаемая система в состоянии производить, заключается в том, что коммуникация дифференцирует и синтезирует информацию, сообщение и понимание в качестве ее собственных компонентов. Когнитивный прием наблюдения системы – парадоксальная ситуация – любая операция наблюдения, состоящая из операции различения и включающая «слепое пятно» – парадокс (ситуация неразрешимости и невозможности проведения дальнейших логических операций). Семантика как концентрация смыслов имеет двухплоскостной характер, так как смысл перерабатывается на двух уровнях:
Язык служит структурному соединению языка и сознания, обеспечивает отдельное существование коммуникации и сознания, общества и индивидуума. Язык соединяет системы и достигает этого за счет своей искусственной необычности в акустической среде звуков и в оптической среде письменности, очаровывает и центрирует сознание и одновременно воспроизводит коммуникацию. Язык повышает возбудимость сознания посредством коммуникации и возбудимость общества посредством сознания, так что собственные состояния превращаются в язык и в понимание или непонимание. Система разделена с окружающей средой, что проявляется в качестве различения самореференции и внешней референции – метауровень [5]. Отношения индивидуума и общества: «участие» индивидуума в обществе исключается. Между индивидуумом и обществом нет никакой коммуникации, так как коммуникация является внутренней операцией общественной системы. Индивидуум является продуктом собственной деятельности, как самореферентный исторический механизм, который каждой своей операцией определяет исходное состояние для дальнейших операций и может это делать лишь посредством собственных операций. Социальная система у Н. Лумана – это выделяющая саму себя из окружающей среды аутопойетическая, самореферируемая, самонаблюдаемая, самоописываемая, необходимо содержащая парадоксы на всех уровнях ее наблюдения и разрешающая снятие указанных парадоксов, совокупность коммуникативных возможностей.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены