РАЗРАБОТКИ
|
Проблема приобщения младшего школьника к читательской деятельностиАвтор: Курганова Ольга Витальевна Образование всегда связано с социумом – обществом, в котором мы живем, и всегда решает задачи, востребованные на данном этапе его развития. Современное общество поставило перед школой задачу развития активной, творческой, самостоятельной, конкурентоспособной личности. Эта задача решается путем демократизации и гуманизации образования, включения растущего человека в культурологический процесс, направленный на освоение всех богатств человеческой культуры. Чтение – неотъемлемый элемент культуры общества, средство восприятия, образования и развития личности учащегося. Оно несет в себе огромный развивающий потенциал, влияя на формирование эмоциональноценностных отношений, обогащение личного опыта, интеллекта ребенка. На сегодняшний день наука о формирование читателя значительно продвинулась вперед, т.е. накопила объективно-истинные знания и о читателе, которого можно считать хорошим, квалифицированным, и о процессе чтения, о подходах к его становлению с помощью учителя, о законах, которые либо помогают учителю работать эффективно, либо, если он о них не подозревает, делают процесс обучения чтению мучительным и нелюбимым как для него самого, так и для детей. С точки зрения современной науки о формировании читателя, основное качество процесса чтения – это уровень самостоятельности, к которому подготовлен читатель при выборе книги-собеседника, и при осмыслении содержания текста. Основной формой подготовки ребенка-читателя к самостоятельной читательской деятельности является уроки литературного чтения. Однако опыт передовой педагогики прошлого и творчески работающих современных учителей начальной школы показывает, что выход в широкую внеклассную работу, постоянная опора на индивидуальный читательский опыт учащихся, учет их читательских интересов – это тот резерв литературного образования, использование которого может дать положительный эффект. Чтение – многоаспектная и многофункциональная деятельность с позиций социокультурных, психологических, психолингвистических, педагогических и литературоведческих. Чтение – это необычный феномен, созданный человечеством. Чтение и книга всегда будут актуальны, ибо они отражают опыт человека, его интеллект, чувства, творческий процесс, духовное состояние и в то же время углубляют, обогащают и развивают этот опыт, дают возможность человеку испытать эстетическое наслаждение в процессе чтения – сотворчества, чтения-сопереживания с автором словесного творчества, подтвердить или опровергнуть свои мысли, совершить для себя открытие самого себя или окружающего мира. Издавна подчеркивались две функции книги в жизни общества – образовательная и воспитательная. Чтение в начальном обучении рассматривается как сложное психофизиологическое явление, вбирающее в себя протекание многих процессов: эмоциональных, мыслительных, волевых, это работа мозга и речевого аппарата, которую надо умело организовать. Литература способна выполнить свои функции в процессе литературного образования только в том случае, если у читателя будет достаточно развита потребность в общении с художественным произведением, если у него появится желание читать. Говоря о читательской деятельности, следует остановиться на важном ее компоненте - мотивационном, являющемся исходным при самостоятельном чтении или включенном в процесс принятия учеником учебной задачи «для себя» и обеспечивающем эффективность всей системы действий и операций чтения. Мотивационный компонент включает в себя сложное взаимодействие и взаимовлияние мотивов-целей, познавательного интереса как мотива, а также других разнообразных мотивов (внутренних, внешних, социальных и личных, первичных и вторичных, прямых и опосредственных, естественных и искусственных) В результате взаимовлияния мотивов формируется читательская деятельность как совокупность действий и операций, складывается отношение учащихся к чтению вообще, т.е. происходит развитие читателя. Познавательный интерес является ведущим мотивом-целью учебной и читательской деятельностью школьника. Вначале – это просто желание научиться читать, испытываемое всеми детьми, затем – побольше узнать, найти в книге ответы на интересующие вопросы и, наконец, удовлетворить хоть в какой – то мере не насыщаемый познавательный интерес, получить эстетическое удовольствие от общения с книгой как великим чудом, вобравшим в себя весь опыт жизни человека, социальные и нравственные идеалы, образцовый язык, культуру общества. Сформированные учебно-познавательные мотивы – в отношении к читательской деятельности на этапе начальной школы это читательский интерес – в значительной мере характеризует младшего школьника как читателя.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены