РАЗРАБОТКИ
|
К проблеме развития социальных качеств у младших школьниковАвтор: Курганова Ольга Витальевна В психолого-педагогических исследованиях социальное развитие рассматривается как процесс приспособления ребенка к социальной действительности миру людей), передачи и дальнейшего развития им социально-культурного опыта, накопленного человечеством, который включает в себя: культурные навыки, специфические знания, знакомство с традициями, обрядами и правилами, социальные качества, позволяющие человеку комфортно и эффективно существовать в обществе и других людей. Показателем социального развития, по мнению Рылеева Е.В., Барсукова Л.С., является социальная компетентность - сознательное поведение в различных ситуациях, не противоречащее культурным нормам, потребность добиваться соблюдения этих норм другими, т.е. развитие социальных качеств, представляющих собой сложный компонент личности, вбирающие в себя психические процессы, личностные свойства, образование, предопределяющие устойчивое поведение ребенка в социальной среде. В исследованиях отечественного педагога Н.И. Монахова развитие социальных качеств связывается с представлениями детей о способах и нормах социального взаимодействия, которые определяются знаниями:
Применительно к младшему школьнику Н.И. Монахов выделил следующие социальные качества, которые развиваются на протяжении всего периода детства. К таким качествам исследователь относит:
В исследовании Н.В. Калининой развитие социальных качеств младшего школьника связывается с новой социальной действительностью и изменением социального статуса. Автор считает, что для младшего школьника, только входящего в образовательную среду, неофициальная программа, ориентированная на освоение стратегий социального поведения, имеет не меньше, и даже большее значение. Начиная обучение, ребенок впервые сталкивается с социальной деятельностью, результаты которой оцениваются окружающими социально значимой оценкой. Общество впервые начинает предъявлять ему жестко заданные требования. Его отношение с окружающими людьми тоже начинают опосредоваться этими требованиями. В ответ на эти требования ребенок вырабатывает определенные способы и стратегии поведения в обществе. Усвоенные в детстве стратегии закладывают фундамент социального поведения и во многом определяют его в дальнейшей жизни. Стихийное становление поведенческих стратегий далеко не всегда обеспечивает эффективную социальную адаптацию, поэтому процесс их формирования нельзя пускать на самотек. Младшему школьнику необходима целенаправленная помощь в построении эффективных поведенческих стратегий в обществе. Т.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова, Н.И. Ганощенко полагают, что развитие социальных качеств младшего школьника определяется содержанием происходящим в кризисе 7 лет личностных изменений, выделение в самосознании ребенка «социальной сущности его бытия». Это ставит его перед необходимостью адекватного отражения социальной действительности, ориентации в ней и порождает процесс развертывания такого рода деятельности, в которой ребенок может реализовать свою общественную сущность – ролевое поведение, смысловое действие, реальный поступок, под которым понимается особая система социально одобряемых действий ребенка в системе межличностных и общественных отношений. В ряде исследований социальные качества рассматриваются через призму социальной компетентности, которая понимается как сознательное применение определенных норм и правил поведения в обществе, в котором отражается отношение к взрослым и сверстникам, как поведение ребенка в окружении сверстников и взрослых, отражающее его умение ориентироваться в возникшей ситуации, осознавать суть происходящего, проявлять эмоциональную чувственность к состоянию окружающих его людей. Опыт поведения, соответствующий правилам, формируется у детей при условии организации упражнений в выполнении. Все это свидетельствует о том, что развитие социальных качеств является весьма важной проблемой особенности в начальной школе, так как может обеспечить активное вхождение младшего школьника в школьную жизнь, в новые социальные условия.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены