РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Интерактивное обучение как средство реализации системно-деятельностного подхода в преподавании биологии и химии

Е.С. Кравцова
МБОУ «Ломовская СОШ»
Корочанский район

Требования к современной школе выражены в высказывании Гелберта Спенсера : «Великая цель образования – это не знания, а действия». Поэтому так важен в обучении системно-деятельностный подход. Системный подход – это, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов. Умение увидеть задачу с разных сторон, проанализировать решения, из единого целого выделить составляющие или, наоборот, из разрозненных фактов собрать целостную картину, – будет помогать не только на уроках, но и в обычной жизни. Деятельностный подход позволяет воплотить принцип системности на практике. Он то и предполагает, что человек в процессе обучения должен не выучить что-то, а научиться чему-то, т.е. научиться осуществлять деятельность, а знания должны являться условием выполнения ее.
На современном этапе развития образования возникла необходимость обновления методов, средств, форм организации обучения. Изменившиеся цели среднего образования направлены на повышение результативности обучения, замену мало эффективного вербального способа передачи знаний системно- деятельностным подходом. Мы хотим, чтобы наши ученики успешно учились. Для этого надо учить их учиться, задавать вопросы, видеть проблему, творчески мыслить.

В педагогической практике давно применяется термин «интерактивное обучение».Н.И.Суворова,характеризуя интерактивное обучение, рекомендует признать его специальной формой организации познавательной деятельности, имеющей конкретные и прогнозируемые цели. Одну из таких целей автор видит в создании комфортных условий обучения, при которых ученик чувствует успешность, свою интеллектуальную самостоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Автор утверждает, что интерактивное обучение является диалоговым обучением, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика.[1]

Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. С помощью, каких приемов можно побуждать учащихся к активной познавательной деятельности?

Постановка задач теоретического и практического характера, для решения которых у учащихся не хватает знаний. Маргарин изготовлен из растительных жиров, которые жидкие, почему маргарин твердый? Может ли кислота быть пищевой добавкой? Почему соляная кислота, входящая в состав желудочного сока не разъедает стенки желудка? Существует ли сухой лед?

В теме « Электролиты и неэлектролиты» объяснение материала начинается с демонстрации опытов на испытание электропроводности сухой поваренной соли, раствора соли и водопроводной воды. Учащиеся видят , что сухая соль не проводит ток и лампочка не светится, раствор соли вызывает яркое свечение лампочки , при опускании электродов в воду наблюдается слабое свечение лампочки.

Предлагаются вопросы:

  1. Почему сухая соль не проводит ток, а ее раствор проводит?
  2. Почему при опускании электродов в воду наблюдается слабое свечение лампочки?

Учащиеся вовлечены в такую учебную ситуацию, при которой они осознают недостаточность имеющихся у них знаний и поэтому с интересом ждут объяснения учителем материала темы, чтобы найти ответы на поставленные вопросы .

При изучении темы «Лекарства» в 10-м классе, можно предложить: «путешествие в аптечку, каждому человеку в процессе жизни приходится открывать аптечку и использовать, такие известные лекарства, как спиртовый раствор йода и «зеленку». Вы уверены в том, что правильно их используете? Проверим?!» Учащимся предлагаются тексты, где они находят правильный ответ.

В проблемном обучении особую важность приобретает поддержание своевременной обратной связи между учеником и учителем [2, 123].

На уроках необходимо создать такую атмосферу учебной деятельности, которая позволяет ученикам думать, размышлять, сомневаться, спорить и приходить к общему мнению. В результате ребята легко усваивают даже сложный материал. Этому способствует создание на уроках проблемных поисковых и эвристических ситуаций, системы разнообразных вопросов и заданий. Их можно использовать на любом этапе урока: при опросе, изучении нового материала, закреплении, в качестве домашнего задания. Например, при опросе по теме « Плесневые грибы» учащимся можно предложить следующую задачу: « В кастрюле под крышкой остался вареный картофель, и про него забыли. Когда через несколько дней открыли крышку, то увидели пушистую "вату”. Как можно объяснить её образование?» После ответа на вопрос учащиеся рассказывают, что они знают о плесневом грибе мукоре.

Метод проектов предполагает определённую совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной демонстрацией результатов. Метод проектов обеспечивает проблемно - поисковую познавательную деятельность учащихся, которая направлена на результат. Необходимо отметить актуальные преимущества использования метода проектной деятельности, как повышение самооценки учащихся и возможность получения навыков презентации себя и своей работы в различных формах (устной, с использованием новейших технологических средств). Учащимся 5-го класса можно предложить выполнение мини-проектов на уроках.

Так при изучении темы « Грибы-паразиты» учащимся предлагается решить проблему «Как бороться с грибами-паразитами?». Учащиеся работают в группах, каждая из которых выполняет свое задание.

Группы изучают грибы–паразиты хлебных злаков, овощных ,плодовых и ягодных культур, паразиты древесных растений. Все группы работают по следующему плану:

  1. Название гриба-паразита.
  2. Внешнее проявление болезни и на ком паразитирует.
  3. Методы борьбы и профилактики

Выполнение химического эксперимента активизирует познавательную деятельность учащихся. Так при изучении химии в 11 классе, знания качественной реакции на белок, ученики применяют, пытаясь определить присутствие белка в таких продуктах, как мясо, в колбасных изделиях, которые они приносят из дому. Причем это самые разнообразные источники продукции: то, чем кормили сегодня в школьной столовой, то, что смогли купить родители для питания своих семей. Определяют белок в продуктах растительного происхождения – в отварах гороха, фасоли и сои. Анализируют, сравнивают результаты, делают определенные выводы. Интерес к познанию поддерживается тем, что продукты испытания взяты из жизни. В результате для себя решают вопрос о качестве покупаемой продукции, и на будущее, что употреблять в пищу, а от чего лучше воздержаться. Результатом исследовательской деятельности учащихся всегда является его личностное развитие, а именно, развитие способности человека к научному творчеству, т.е. к продуцированию полученных знаний в метатеорию [3, с.25].

Время энциклопедистов прошло. В хранении информации компьютер давно уже превзошел человека. Высшая ценность человека – способность думать и присутствие у него познавательной потребности.

Для этого необходимо разрабатывать такие способы учебной деятельности, где присутствуют:

  • учение без принуждения, основанное на достижении успеха, на подлинном интересе, на сотрудничестве участников образовательного процесса на основе взаимного уважения и доверия
  • максимум помощи ученикам, не тормозя при этом рост сильных школьников и подтягивая средних и слабых до уровня сильных. Именно эти педагогические идеи создают необходимые условия для повышения результативности учения школьников.

Список использованной литературы

  1. Суворова Н. Интерактивное обучение: новые подходы .-М.:Учитель,2000-№1.-с.25-27
  2. Оконь В. Основы проблемного обучения. Пер. с польск. – М.: «Просвещение», 1968. – 208 с.
  3. Боголюбов А.С. Методическое пособие выпущенное ассоциацией «Экосистема»,/А.С. Боголюбов. – Москва, 1996 – 1998
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены