РАЗРАБОТКИ
|
Интерактивное обучение как средство реализации системно-деятельностного подхода в преподавании биологии и химииЕ.С. Кравцова Требования к современной школе выражены в высказывании Гелберта Спенсера : «Великая цель образования – это не знания, а действия». Поэтому так важен в обучении системно-деятельностный подход. Системный подход – это, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов. Умение увидеть задачу с разных сторон, проанализировать решения, из единого целого выделить составляющие или, наоборот, из разрозненных фактов собрать целостную картину, – будет помогать не только на уроках, но и в обычной жизни. Деятельностный подход позволяет воплотить принцип системности на практике. Он то и предполагает, что человек в процессе обучения должен не выучить что-то, а научиться чему-то, т.е. научиться осуществлять деятельность, а знания должны являться условием выполнения ее. В педагогической практике давно применяется термин «интерактивное обучение».Н.И.Суворова,характеризуя интерактивное обучение, рекомендует признать его специальной формой организации познавательной деятельности, имеющей конкретные и прогнозируемые цели. Одну из таких целей автор видит в создании комфортных условий обучения, при которых ученик чувствует успешность, свою интеллектуальную самостоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Автор утверждает, что интерактивное обучение является диалоговым обучением, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика.[1] Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. С помощью, каких приемов можно побуждать учащихся к активной познавательной деятельности? Постановка задач теоретического и практического характера, для решения которых у учащихся не хватает знаний. Маргарин изготовлен из растительных жиров, которые жидкие, почему маргарин твердый? Может ли кислота быть пищевой добавкой? Почему соляная кислота, входящая в состав желудочного сока не разъедает стенки желудка? Существует ли сухой лед? В теме « Электролиты и неэлектролиты» объяснение материала начинается с демонстрации опытов на испытание электропроводности сухой поваренной соли, раствора соли и водопроводной воды. Учащиеся видят , что сухая соль не проводит ток и лампочка не светится, раствор соли вызывает яркое свечение лампочки , при опускании электродов в воду наблюдается слабое свечение лампочки. Предлагаются вопросы:
Учащиеся вовлечены в такую учебную ситуацию, при которой они осознают недостаточность имеющихся у них знаний и поэтому с интересом ждут объяснения учителем материала темы, чтобы найти ответы на поставленные вопросы . При изучении темы «Лекарства» в 10-м классе, можно предложить: «путешествие в аптечку, каждому человеку в процессе жизни приходится открывать аптечку и использовать, такие известные лекарства, как спиртовый раствор йода и «зеленку». Вы уверены в том, что правильно их используете? Проверим?!» Учащимся предлагаются тексты, где они находят правильный ответ. В проблемном обучении особую важность приобретает поддержание своевременной обратной связи между учеником и учителем [2, 123]. На уроках необходимо создать такую атмосферу учебной деятельности, которая позволяет ученикам думать, размышлять, сомневаться, спорить и приходить к общему мнению. В результате ребята легко усваивают даже сложный материал. Этому способствует создание на уроках проблемных поисковых и эвристических ситуаций, системы разнообразных вопросов и заданий. Их можно использовать на любом этапе урока: при опросе, изучении нового материала, закреплении, в качестве домашнего задания. Например, при опросе по теме « Плесневые грибы» учащимся можно предложить следующую задачу: « В кастрюле под крышкой остался вареный картофель, и про него забыли. Когда через несколько дней открыли крышку, то увидели пушистую "вату”. Как можно объяснить её образование?» После ответа на вопрос учащиеся рассказывают, что они знают о плесневом грибе мукоре. Метод проектов предполагает определённую совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной демонстрацией результатов. Метод проектов обеспечивает проблемно - поисковую познавательную деятельность учащихся, которая направлена на результат. Необходимо отметить актуальные преимущества использования метода проектной деятельности, как повышение самооценки учащихся и возможность получения навыков презентации себя и своей работы в различных формах (устной, с использованием новейших технологических средств). Учащимся 5-го класса можно предложить выполнение мини-проектов на уроках. Так при изучении темы « Грибы-паразиты» учащимся предлагается решить проблему «Как бороться с грибами-паразитами?». Учащиеся работают в группах, каждая из которых выполняет свое задание. Группы изучают грибы–паразиты хлебных злаков, овощных ,плодовых и ягодных культур, паразиты древесных растений. Все группы работают по следующему плану:
Выполнение химического эксперимента активизирует познавательную деятельность учащихся. Так при изучении химии в 11 классе, знания качественной реакции на белок, ученики применяют, пытаясь определить присутствие белка в таких продуктах, как мясо, в колбасных изделиях, которые они приносят из дому. Причем это самые разнообразные источники продукции: то, чем кормили сегодня в школьной столовой, то, что смогли купить родители для питания своих семей. Определяют белок в продуктах растительного происхождения – в отварах гороха, фасоли и сои. Анализируют, сравнивают результаты, делают определенные выводы. Интерес к познанию поддерживается тем, что продукты испытания взяты из жизни. В результате для себя решают вопрос о качестве покупаемой продукции, и на будущее, что употреблять в пищу, а от чего лучше воздержаться. Результатом исследовательской деятельности учащихся всегда является его личностное развитие, а именно, развитие способности человека к научному творчеству, т.е. к продуцированию полученных знаний в метатеорию [3, с.25]. Время энциклопедистов прошло. В хранении информации компьютер давно уже превзошел человека. Высшая ценность человека – способность думать и присутствие у него познавательной потребности. Для этого необходимо разрабатывать такие способы учебной деятельности, где присутствуют:
Список использованной литературы
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены