РАЗРАБОТКИ
|
Взаимодействия учителя и ученика в психолого-педагогическом процессеАвтор: Симоненкова Елена Евгеньевна Современный психологический словарь определяет взаимодействие как процесс непосредственного или опосредованного воздействия субъектов (объектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь, а также выступает как интегрирующий фактор, способствующий образованию структур. Классики в психологии, такие как Выготский Л.С., Ананьев Б.Г., Рубинштейн С.Л., Леонтьев А.Н. также предлагали свои варианты взаимодействия ребенка со взрослым (ученика с учителем). Выготский Л.С. считает, что взаимодействие ученика с учителем, а конкретно с разными способностями и достижениями играет положительную роль в развитии познавательной и эмоциональной сфер ребенка. Он выдвигает нехитрые правила: усвоение нового материала – это социальный вид деятельности, осуществляемый во взаимодействии ученика и учителя; в роли педагога может выступать как профессионал, так и родитель, одноклассник или любой человек, который знает больше, чем ученик и способен передать ему свои знания; то, что ученик должен усвоить, можно разбить на шаги в зависимости от способностей ученика; помочь в обучении могут конкретные предметы и материалы, язык и поведение взаимодействующих с учащимся людей. Ананьев Б.Г. раскрыл значение взаимодействия в форме общения и подчеркнул, что оно оказывается необходимым условием, без которого невозможно познание детьми окружающей действительности, формирование эмоционального отклика на эту действительность. Лисина М.И. понимает под взаимодействием общение людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата. Взаимодействие – совокупность способов, применяемых человеком для достижения определенных целей, решения практических задач или реализации ценностей и является социальной потребностью, обусловленной биологически-социальными причинами, способствующей выживанию человека. В современном понимании взаимодействие должно быть полисубъективным, т.е. должно отражать реально существующее особого уровня взаимодействия между субъектами, на котором разворачивается процесс единого развития внутреннего содержания субъектов, находящихся в субъект-субъектных отношениях. И выделяются несколько направлений. Основными из которых являются: теории межличностного взаимодействия (Г.Блумер, Ч.Кули, Г.Мид); исследования социальной взаимозависимости в группах (К.Коффка, К.Левин); концепции интеллектуального развития (Л.С.Выготский, Ж.Пиаже), а также теории социального научения поведения (А.Бандура, Д.Келли, Д.Роттер, Б.Скиннер). Общение, как деятельность, сознание, личность не является предметом только психологического исследования. Поэтому встает задача – выявление специфически психологического аспекта этой категории. Один из принципов – идея единства общения и деятельности. В своих трудах Леонтьев А.Н. рассматривал общение как элемент любой деятельности, а последняя рассматривается им как условие общения. Исходя из этого общение понимается, как реальность человеческих отношений, представляющая собой специфические формы совместной деятельности людей, т.е. общение - это форма совместной деятельности. Рубинштейн С.Л. неоднократно подчеркивал, что педагогический процесс должен строится как диалог, то есть взаимодействие формирует личность ребенка в той степени, в какой педагог руководит его активностью, а не заменяет ее. Его выводы поддержали такие психологи как Мерлин В.С. и Стреляу Я. В гуманистически-ориентированном подходе диалог является формой сотрудничества равнозначимых и равноценных субъектов, как духовная форма взаимодействия всех субъектов педагогического процесса. Здесь очень важно понимать, что мир индивида строится только так, как он этого пожелает, то есть единственная верная истина – это собственное «Я». Но чтобы достичь высшей ценности – самоактуализации, самосозидания – человек должен понимать истину и ценности другого человека. Для этого эффективного понимания необходимо построение диалога между ними. Первоначальным значением диалога является словесный обмен между двумя и более собеседниками. Диалогом, как средством взаимодействия, пользовались Белинский в борьбе со своими литературными врагами (например, «Литературный разговор, подслушанный в книжной лавке»). А.В.Луначарский рассматривал диалог, как «возможность объективно изложить ряд мнений, взаимно поднимающих и дополняющих одно другое, построить лестницу воззрений и подвести к законченной идее». Задача людей, ведущих диалог друг с другом – это попытаться найти единые эмоции, идеи, мотивы, а главное смысл их общения. Только в результате такого продуктивного диалога люди приходят к единому мнению и идее, к так называемому «смыслу жизни», что приводит к обогащению их внутреннего мира, а также к развитию мышления и интеллекта. Более того диалог обучает человека не только правильной риторике, но и, что очень важно, умению прислушиваться к своим собеседникам. Рассматривая человека в историческом аспекте, видно изменение контекста взаимодействия человека, его диалоговости. Религиозное понимание диалога предполагает наличие взаимного творческого начала. Основная заповедь христианства – «возлюби ближнего, как самого себя» - является уникальным примером гуманистического отношения человека к человеку. В эзотерической традиции диалог рассматривается как диалог «целостного человека с иной целостностью». При этом участникам диалога необходимо признавать за другими права быть сами собой. Партнерам необходимо строить диалог не только на уровне слов, но и на уровне невербального общения партнеров (язык жестов, эмоций). Современная наука высказывает точку зрения о высокой степени многогранности процесса межличностного взаимодействия, т.е. оно является не только обменом информацией, но и взаимообменом эмоционального сопереживания и соучастия между его субъектами (Андреева, Э.Берн, А.А. Бодалев и др.) Бойко В.В., Добрович А.Б. подчеркивают, что гуманистический диалог – «особые ценностно-смысловые отношения, основанные на интересе не к функциональной значимости и «пользе» собеседника, а к его внутреннему миру, к его потребностям и интересам». Цели при таком подходе не могут быть закреплены и запланированы изначально, они определяются в ходе диалога и могут меняться. Умение взаимодействия закладывается с рождения. По мнению Леонтьева А.Н., осуществляя взаимодействие с младенцем еще в период «лепетания» мать подсознательно обращает его внимание на различные объекты окружающей среды и тем самым «метит» их своей эмоцией, а ребенок усваивает эти «эмоциональные метки», тем самым развивая различные сферы сознания, а главное познавательную сферу, а также память, восприятие, речь и мышление. С первых дней жизни ребенка общение является одним из важнейших факторов его психического развития. В дошкольном возрасте последовательно сменяют друг друга четыре формы общения ребенка со взрослыми. Первый этап ситуативно-личностное (или непосредственно-эмоциональное) общение, удовлетворяет потребность ребенка во внимании и доброжелательности взрослого; побуждается личностными мотивами; реализуется при помощи экспрессивно-мимических средств (компонентов комплекса оживления); его содержание – обмен положительными эмоциями между ребенком и взрослым. В это время ребенок привязывается ко взрослым, появляется улыбка, при появлении взрослого проявляет свои первые эмоции, начинает смотреть в глаза осмысленным взглядом. Такие виды общения, как улыбка, взгляд, увеличивают силу взаимного притяжения малыша и его родителей. (Шипицына Л.М.) С появлением «комплекса оживления» начинается эмоциональное взаимодействие между ребенком и взрослым. Любовь родителей к детям, внимание, забота, общение с малышом, улыбка, взгляд помогают малышу понять, что, находясь с родителями он будет в безопасности и у ребенка формируется чувство доверия к социальному миру. Несформированность такого общения уже в первом полугодии жизни ведет к искажению дальнейшего психического развития ребенка, а его дефицит приводит к госпитализму, который накладывает негативный отпечаток на все сферы формирующейся личности, тормозя интеллектуальное и эмоциональное развитие, искажая Я-Концепцию, разрушая физическое благополучие. В крайних формах может привести к серьезным душевным заболеваниям, а также может сказаться в личностных нарушениях, проявляющиеся даже у взрослых людей. Следующий этап - ситуативно-деловое общение, особенностью которого является развертывание практического взаимодействия с непосредственной коммуникативной связью между ребенком и взрослым. После 1 года жизни ребенок начинается предпочитать игру со сверстниками, чем с матерью. Возникает необходимость в возникновении социального общения. Контакты, возникшие между детьми по поводу каких-то игрушек или предметов, - это первая форма социального общения между ними. С появлением контактов дети начинают подражать друг другу, начинают координировать свои действия и стараться понять друг друга. В зависимости от развития способности к совместным действиям и умение общаться, взаимодействия со сверстниками становятся более стабильными и продолжительными. Дети общаются на понятном им языке жестов и слов, усваивают некоторые правила поведения. В процессе общения у детей проявляются признаки эмоционального отношения к окружающим, таких как: агрессивность, сопереживание, проявление заботы. Третий год жизни переломный в развитии общения у детей, это год рождения собственного «Я». Ребенок осознает себя в зеркале и на фотографии. Впервые он осознано употребляет местоимение «Я». Это период оппозиции, негативизма. Ребенок становится своенравным, непослушным, требовательным. Постигая свое «Я», самоутверждаясь, ребенок стремится к лидерству в общении. Ребенок 2,5 лет, когда он начинает отличать свою боль от чужой, начинает осознавать свою обособленность от других, необходимо демонстрировать положительные примеры заботы об окружающих с целью воспитания сопереживания и понимания проблем других людей. Американские психологи, изучавшие социальное общение детей от 2 до 5 лет в процессе игры, обнаружили, что, становясь старше, они меньше играют в одиночестве и все больше тянутся к сверстникам, с которыми они усваивают социальные нормы поведения (Шипицына Л.М.) В играх детей вырабатывается понимание общности некоторых проблем, а совместное их решение в процессе игры помогает лучше усваивать социальные нормы и роли, соответствующие их полу и социальному статусу. Третьим этапом является внеситуативно-познавательное общение, которое происходит на фоне познавательной деятельности, направленной на формирование детских представлений о физическом мире. Характерной особенностью его является внеситуативность самого содержания общения (внимание ребенка направлено на предметы и явления, мало связанные или совершенно не связанные с тем, что находится рядом в момент взаимодействия. При этом ребенок выделяет, оценивает взрослого на находчивость, умение хорошо и доступно объяснить). Ребенок задает вопросы: «Почему я такой?», «Почему люди такие?», «Почему они разные?» и т.д. Тесные контакты постепенно ослабевают. Детей привлекают отношения с другими детьми, особенно старше себя, воспитателями детского сада и другими людьми. К 6 годам коммуникабельность значительно возрастает. И приводит к формированию четвертого этапа общения. В этом возрасте появляется острая чувствительность детей к оценке взрослого, которая свидетельствует о становлении особой коммуникативной потребности в уважении. Чувствительность к оценке ярче всего проявляется в повышенной обидчивости детей, в нарушении деятельности после частых порицаний, а также в ярко выраженной радости после похвал. Главным средством общения является речь, поскольку только она позволяет выйти за пределы наличной ситуации и осуществлять познавательное общение. В этот возрасте дети овладевают фразовой речью. В коллективе своих сверстников ребенок осуществляет взаимодействие с себе равными и овладевает сюжетно-ролевой игрой. Игра со сверстниками имеет большое значение для развития ребенка, так как в процессе общения дети делятся своими впечатлениями, ощущениями, познаниями, т.е. опытом. В игре формируется самооценка ребенка, а также его мировоззрение, восприятие и творческое мышление. Общение со сверстниками занимает ведущую роль в развитии интеллектуальных, речевых, эмоциональных и нравственных задатков. В общении у детей вырабатывается избирательность по отношению к другим, которая выражается в симпатиях и антипатиях, привязанности, соперничестве, ревности. Общение позволяет ребенку обсудить свои отношения с другими детьми, достоинства и недостатки своих товарищей, нормы поведения в группе и пр. Взрослый в таком обсуждении выступает как компетентный судья, с которым ребенок стремится согласовать свое отношение к окружающему, добиться общности взглядов и оценок. Потребность в общении на этом этапе включает в качестве основного компонента потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого. При этом она сохраняет в своем содержании и все прежние компоненты: потребность во внимании и доброжелательности взрослого, в сотрудничестве с ним и в его уважении. Старший дошкольник нуждается в одобрении и положительной оценке взрослого. Но для него особенно важно получить оценку тех или иных качеств и поступков (как своих, так и других людей). Общение осуществляется с помощью различных коммуникативных средств. Важную роль при этом играет умение внешне выражать свои эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника. Необходимо сказать, что ученик А.Маслоу Э.Шостром придавал коммуникативной функции огромное значение, как фактору способствующий достижению самоактуализации, осознанию не только собственных мотивационных сфер, но и сфер своих сверстников и собеседников. Это переход индивида с уровня негативной манипуляции к грамотному личностному актуализированию в любой социальной сфере, в которой находится ребенок, что помогает ему более продуктивно и осознано подходить к процессу общения. Ребенок учится у взрослых коммуникативному общению, которое является одним из важнейших компонентов психологической готовности ребенка к школе. На общение ребенка со сверстниками также влияет характер общения дошкольника с воспитателем детского сада, или тех людей, с которыми он находится. Рассматривая структуру общения людей Э.Берн выделяет три позиции «Родитель», «Взрослый», «Ребенок», на основе которых строится процесс взаимодействия. Наблюдая весь период формирования общения видно, что до 3 лет ребенок может быть только на позиции «Ребенок», так как он только воспринимает и частично отражает информацию. С появлением сюжетной игры, дети начинают «примерять» на себя роль «Взрослого», отражая поведение своих родителей и окружающих их людей. К 7 годам учатся «примерять» на себя роль «Родителей», оценивая людей, а также поступки, как свои, так и окружающих. Хотя их оценка еще зависит от взрослых, находящихся рядом. При построении педагогического процесса лучшей позицией учителя и ученика является «Взрослый-Взрослый». При таком распределении ролей у учителя нет назидательного, постоянно воспитывающего, унижающего ребенка – ученика характера. Например, на уроке русского языка учитель предлагает всем быть исследователями текста. Дети делятся на группы и задаются параметры, по которым необходимо исследовать текст. Дети каждой группы распределяют свои роли. На первых этапах такой работы в позицию «Взрослый» становятся дети более активные. Во время взаимодействия детей роль учителя заключается только в наблюдении. При обмене информации о выполненном задании своей команды ученик и учитель находятся в позиции «Взрослый- Взрослый». По моему мнению такая позиция в педагогической деятельности также необходима, так как не все темы можно построить в ключе «Взрослый-Взрослый». Часто у ребенка возникают вопросы, недопонимания каких-то понятий. Например, идет урок математики. Работая в группах, и найдя способ приема деления двузначного числа на двузначное число, кто-то из детей недопонимает, откуда взялись те или другие цифры. Учителю необходимо передать опыт, показать наглядно, как разделить. Однако такое общение также будет являться взаимодействием, так как ребенок проявляет и огорчение от того, что ему не удалось понять материал, и радость от того, что в конце концов стало понятно. Наихудшая позиция учителя по отношению к ученику – это «Родитель». В такой позиции могут быть неустанные упреки, неоправданная опека над ребенком, неконструктивные диалоги, жестокость в общении. Часто такое общение используют в воспитательных целях, для установления дисциплины в школе. Однако и такое взаимодействие необходимо. Использование метода, как взаимопроверка на уроках, ставит уже детей в две разные позиции как «Родитель-Ребенок» и наоборот. Дети при этом осваивают позицию поддержки другого, основанную на личном опыте. Интеллект ребенка оказывается включенным в просоциальную (на благо другого) активность. При этом должно расти самоуважение ребенка как субъекта помощи. К построению стиля общения «Ребенок-Ребенок», в основном, прибегают в практике психотерапии. Например, для того чтобы освободить ребенка от страхов, которые могут проявляться в избегании контактов с детьми или в импульсивной «немотивированной» агрессии, психотерапевт включает ребенка в игру на манер кукольного представления. Таким образом, психолого-педагогический процесс взаимодействия между всеми участниками общения можно сделать развивающим и интересным. Используемая литература:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены