РАЗРАБОТКИ
|
Творческие способности как фактор формирования личности младшего школьникаБитюцкая Екатерина Юрьевна Вопрос о формировании личности младшего школьника посредством творческой деятельности является одним из актуальных вопросов современной психологии и педагогики. В современной отечественной возрастной психологии под младшим школьным возрастом принято считать период детства с 6-7 до 9-10 лет. Эта возрастная рамка во многом определяется социальными изменениями, существующими в современной системе образования, - поступлением ребенка в школу и переходом из начальной в среднюю школу. Изменение социального статуса ребенка, смена ожиданий и отношений в связи с этим со стороны значимых взрослых, появление новой значимой фигуры – учителя, освоение нового вида деятельности (учебной), освоение внутренней позиции ученика, построение новой системы отношений со сверстниками и ряд других перемен позволяют говорить о том, что младший школьный возраст – это не просто присутствие ребенка на определенной ступени образования, а психологически и социально особенный период жизни [4]. Базируясь на концепции В.С. Мухиной о детерминантах и движущихся силах развития и бытия личности, мы рассматриваем психологическое развитие как результат взаимодействия трех факторов – биологических предпосылок, условий развития и внутренней позиции личности. Младший школьный возраст – тот возрастной период, когда условия развития имеют доминирующее значение в развитии личности [5]. У детей в возрасте от 9 до 12 лет развивается стремление к своей собственной точке зрения, появляются суждения о собственной социальной значимости. Самооценка складывается благодаря развитию самосознания и обратной связи с теми из окружающих, чьим мнением они дорожат. Высокая оценка обычно бывает у детей в том случае, если родители относятся к ним с заинтересованностью, теплотой и любовью [1], но также и тогда, когда они переживают успех в какой-либо творческой деятельности [3]. Под творческими (креативными) способностями учащихся понимают комплексные возможности ученика в совершении деятельности и действий, направленных на созидание им новых образовательных продуктов. В них входят: творческое мышление, творческое воображение, применение методов организации творческой деятельности. Ученые отмечают, что к 7-8 годам творчество младшего школьника выражается часто в форме самостоятельно поставленных вопросов и проблем по отношению к новому, неизвестному, расширяется и исследовательский диапазон учащихся [2]. Целью нашего исследования было выяснить характер влияния творческих способностей на формирование личностных черт младших школьников. В качестве методик использовались: детский вариант многофакторного личностного опросника Р. Кеттелла, фигурная форма теста творческого мышления Э. Торренса, тест дивергентного мышления Ф. Вильямса, методика «Сочини сказку», стандартизированное интервью «Если бы я был волшебником...». В качестве статистических методов для установления количественных и качественных зависимостей между изучаемыми явлениями применялся корреляционный анализ Пирсона. Исследование проводилось в 3 и 4 классах МОУ «Гжельская СОШ с изучением предметов художественно-эстетического цикла». Возраст испытуемых - 9-11 лет. Количество испытуемых - 41 человек. Результаты исследования показали, что в нашей выборке наблюдаются следующие закономерности: Беглость, как характеристика скорости выполнения творческих заданий, оказывает влияние на формирование следующих личностных факторов: фактор Е+ (доминантность) (р≤0,05); G- (слабость «Сверх-Я) (р≤0,01); D+ (возбудимость) (р≤0,05). Эти факторы связаны с формированием независимости и нетрадиционности суждений, самоуверенности, некоторой авантюристичности в сочетании с повышенной импульсивностью, сверхреактивностью и пренебрежением к социальным нормам. Гибкость - способность переключаться с одного вида мышления на другой - влияет на формирование личностного фактора Е+ (доминантность) (р≤0,05); Этот фактор связан с формированием стремления к самоутверждению, самостоятельности и независимости. Такая личность действует смело, энергично и активно, ей нравится «принимать вызовы» и чувствовать превосходство над другими. Оригинальность, как способность ярко и необычно представить свою мысль (по Торренсу), связана с фактором Q4+ (напряженность) (р≤0,05). Критерий оригинальности по Вильямсу, как способности свободно обращаться со стимульным материалом, оказывает влияние на формирование личностных факторов Q4- (расслабленность) (р≤0,05) и I+ (сентиментальность) (р≤0,05). Эти факторы связаны с проявлением спокойного отношения к неудачам, мягкости, утонченности, образности, художественного восприятия мира, отсутствием стремления к достижениям. Разработанность, характеризуемая как способность детально разрабатывать придуманные идеи (по Торренсу), связана с факторами Е+ (доминантность) (р≤0,05) и Q4+ (напряженность) (р≤0,05). Чем сильнее развита у учащихся такая способность, тем больше будет вероятность формирования у них независимости, критичности, стремления доминировать над другими, но также будет развиваться и тревожность, невротичность. Разработанность по Вильямсу – стремление преодолевать симметричность – оказывает влияние на фактор О+ (тревожность) (р≤0,05). Чем больше проявляется это стремление, тем более в его поведении проявляется недооценка себя, чувствительность к замечаниям и порицаниям, но также проявляется и склонность к размышлениям. Таким образом, у младших школьников наибольшее влияние креативность оказывает на формирование личностных факторов: D+, Е+, G, I+, O+,Q4. Вербальная креативность младших школьников в нашем исследовании отражалась в их продуктивной деятельности по сочинению сказки, которая осуществлялась в двух формах: в виде свободной сказки и сказки по картинкам, выполненным в ходе дорисовывания стимульных фигур теста Торренса. Для оценки результатов использовались экспертные оценки оригинальности сказок. Корреляционный анализ, проведенный для выявления взаимосвязей оригинальности сказок и личностных факторов, показал, что оригинальность вербальных творческих продуктов связана с факторами Е- (конформность) (р≤0,01); Q3+ (самоконтроль) (р≤0,05) и Q4- (расслабленность) (р≤0,05). Чем более оригинальны сказки, тем более развиты доброжелательность и тактичность, контроль эмоций и поведения, невозмутимость, спокойное отношение к своим неудачам. Анализ результатов интервью «Если бы я был волшебником...» показал, что творческое воображение создает условия для формирования представлений о себе как о потенциально нравственной личности. Пожелания чудес или исполнения желаний относились в большей мере не к самому себе, а к другим людям (родителям, друзьям); большинство желаний нравственного характера высказывались в отношении родителей и всего мира в целом. При этом для самих себя наши испытуемые желали необыкновенных способностей и умений. Таким образом, по результатам эмпирического исследования можно сделать следующие выводы:
Полученные результаты можно использовать для составления программ творческого развития младших школьников. Литература
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены