РАЗРАБОТКИ
|
Технология изготовления скалкиАгеев Олег Владимирович Предлагаю Вашему вниманию статью в виде интересного содержательного рассказа о процессе изготовления скалки. Её содержание можно использовать на уроках технологии в 6 классах при изучении токарного станка по обработке древесины для расширения кругозора и развития интереса у обучающихся к изучаемому предмету, а также во внеурочное время. Итак, начну своё повествование… - Ребята, мне домой надо, - сказал Сергей, прощаясь со своими товарищами, - А то я папе обещал помочь. - Пока, Серёга! – хором ответили его друзья: Никита, Коля и Олег, - До завтра! Войдя в квартиру, Серёжа по доносившемуся с кухни приятному запаху пищи догадался, что папа, Виктор Иванович, уже на кухне. Мама, Нина Сергеевна, сегодня работает допоздна, и Серёжа с папой решили сделать ей сюрприз – приготовить ужин. - Суп я уже сварил, Сергей, осталось приготовить пельмени, - сказал Виктор Иванович, - Мой руки и пулей на кухню, а то я начну без тебя, - добавил отец. - Уже бегу, - ответил ему Сережа. - Итак, приступим, сын. Тесто уже готово. Подай мне, пожалуйста, скалку, - сказал отец. - Держи, папа. А можно я попробую раскатать тесто? – спросил сын. - Конечно, сынок! Пробуй, для этого я тебя и пригласил, - с восхищением ответил ему отец. Раз за разом у Сергея получалось всё лучше и лучше раскатывать тесто скалкой. - Достаточно, сынок. Теперь давай лепить пельмени. Открывай кастрюльку, бери аккуратно ложечкой фарш и заворачивай. Повторяй за мной! – сказал папа. - Папа, а как делают скалки? – между делом спросил Сережа. - Хороший вопрос, сын. Я с удовольствием тебе расскажу, - ответил ему отец. - Сначала необходимо подобрать брусок, желательно квадратного сечения и длиной, чуть больше требуемых размеров будущей скалки, - начал своё повествование Виктор Иванович, - Для изготовления скалок, сын, хорошим материалом является древесина берёзы: она не скалывается, не содержит смоляных мешочков, в отличие от древесины ели и сосны. Затем необходимо разметить брусок с помощью карандаша и линейки. Для этого на обоих его торцах, сынок, нужно провести диагонали, чтобы чётко обозначить середины. Потом, с помощью циркуля, проводят окружности с центрами в точках пересечения диагоналей. Они должны быть вписаны в торцевые квадраты. После этого проводят касательные с помощью карандаша и линейки – прямые, расположенные под углом 90 градусов к диагоналям и касающиеся окружности в одной точке. Таким образом, сын, из каждого торцевого квадратика получаются восьмиугольники. Затем, Сережа, берут рубанок и сострагивают рёбра бруска точно по разметке и получают, таким образом, восьмигранник. Работу эту выполняют на столярном верстаке. - Нам учитель технологии говорил, что верстак столярный – это рабочее место для работы с деревом, - вспомнил сын. - Правильно, Сережа, - ответил папа, - Брусок необходимо закрепить в зажиме верстака надёжно, но не слишком сильно. - Затем, сын, с одного торца восьмигранного бруска с помощью шила делают отверстие точно по центру. А на другом торце, помимо такого же отверстия, делают пропил с помощью ножовки с мелкими зубьями на глубину от 3 до 5 мм. - А для чего делают отверстия и пропил? – спросил Сережа. - Слушай дальше, сынок, я сейчас тебе всё расскажу, - ответил папа, выкладывая пельмени в кастрюлю с кипящей водой. - Брусок почти подготовлен, его осталось лишь смазать солидолом на торцах. А далее необходимо поместить подготовленный брусок в станок. Есть такой специальный токарный станок, Сережа, который маркируется СТД-120М. Именно такая модель есть у твоего деда, Ивана Сергеевича, в деревне. И мы с тобой можем летом попросить его показать нам этот станок и, если дедушка позволит, даже поработать на нём. Я думаю, сын, дед согласиться. - Папа, а давай позвоним дедушке, ведь до начала летних каникул остался месяц, - предложил сын. Виктор Иванович взял телефон, набрал номер дедушки и позвонил ему. - Здравствуй, отец! Это я, Виктор! – поприветствовал своего отца Серёжин папа, - Мы тут с Серёжкой хотели попросить тебя на летних каникулах показать нам токарный станок. Сыну стало интересно узнать, как он работает. - Я не против, приезжайте, конечно! Я подготовлю берёзовые бруски, что-нибудь придумаем, - ответил Иван Сергеевич. - До свидания, отец! Счастливо! – сказал Виктор Иванович. - Вот видишь, сын, всё в порядке, - сказал папа, обращаясь к Сергею. - Я рад! С нетерпением буду ждать начала каникул. Папа, а как расшифровывается маркировка СТД-120М? Буквы СТД, наверное, переводятся, как «станок токарный по обработке древесины», - спросил Сергей. - Да, сынок, верно. 120 – это расстояние от оси шпинделя до станины в миллиметрах, а буква М означает модернизированный: с защитным ограждением, местным освещением, пылеуловителем, клиноремённой передачей. - Так вот, Сережа, - продолжил Виктор Иванович, - подготовленный и смазанный на обоих торцах восьмигранный берёзовый брусок, помещается в токарный станок СТД-120М. Та часть, где был сделан пропил, помещается в трезубец, расположенный на шпинделе в левой части станка, которая называется передней бабкой. Другая часть бруска с отверстием вставляется в специальную гильзу, имеющую форму конуса на конце, так, чтобы вершина гильзы попала точно в проделанное отверстие. Эта часть станка, сынок, называется задней бабкой. Гильзу с помощью специальной рукоятки можно выдвигать, прижимая брусок плотнее. Следующим этапом, сын, является установка подручника для инструментов. Он должен размещаться таким образом, чтобы между ним и заготовкой было 3-4 мм. Установив и закрепив подручник, можно сделать пробный пуск станка, но предварительно необходимо надеть защитные очки. Они, наряду с рабочим пиджаком, являются обязательным атрибутом работающего на станке. В данном токарном станке две кнопки: одна чёрная – «пуск», другая красная – «стоп». Для пуска станка нажимают чёрную кнопку. Наблюдают за вращением заготовки, предварительно опустив защитный экран. В станке СТД-120М, Серёжа, их два: прозрачный экран из специального стекла и экран из мешковины для защиты от пыли и опилок, образующихся при работе. Затем нажимают кнопку «стоп». Теперь дело за инструментом. Сам станок только вращает заготовку с помощью электродвигателя и клиноремённой передачи. - Папа, а какие инструменты нужны для работы на станке? Как они называются? – спросил Серёжа. - Для работы, сын, используют два вида инструментов: а) рейер – желобчатая стамеска для чернового предварительного точения; б) майзель – косая стамеска для окончательного чистового точения и для подрезания торцов. - Сначала работают рейером, - продолжил своё повествование отец, выключая газовую плиту с кастрюлей с пельменями, - Правой рукой берут за рукоятку, а левой рукой прижимают рейер к подручнику и плавно подводят к вращающейся на станке заготовке, проходя по всей её длине: от левого края до правого и обратно. И так постепенно заготовка из восьмигранника превращается в цилиндр. Затем, сынок, станок снова выключают, нажав кнопку «стоп», и с помощью карандаша и линейки размечают ручки будущей скалки, предварительно отступив примерно по 1 см от краёв. Эти части будут потом обрезаться. Потом обтачивают ручки, а чтобы они были одинаковыми по ширине, сынок, можно изготовить шаблон из плотного картона или фанеры на требуемый размер и, обточив немного, выключают станок и делают замеры, пока не добьются требуемого значения ширины. Среднюю часть скалки остаётся подровнять с помощью косой стамески – майзеля, а затем ей же подрезать торцы. Следующим этапом, Серёжа, является зачистка. Эта операция делается с помощью шлифовальной шкурки или бумаги на станке. Потом, уже почти готовую, скалку снимают со станка в обратной последовательности: сначала освобождают её из гильзы задней бабки, затем вынимают из трезубца передней бабки. Далее берут ножовку и, предварительно зажав скалку в тисках столярного верстака, отпиливают края, а после, с помощью шлифовальной шкурки или бумаги, их зачищают. Скалка готова. В этот момент мама, Нина Сергеевна, вернулась с работы. - Спасибо тебе, папа, за интересный рассказ, - сказал Серёжа. - Рад был помочь тебе, сын, - ответил ему папа, - Давай расставлять тарелки, скоро ужинать будем, - добавил Виктор Иванович. Они расставили тарелки, разложили хлеб, поставили на середину стола кастрюлю с пельменями, и мама вошла на кухню. - Ой, какие молодцы! Ужин приготовили. А я устала, с ног валюсь, денёк сегодня выдался непростой, - сказала Нина Сергеевна. - Присаживайся, мама, за стол. Будем ужинать, - ответил ей сын. Потом они ужинали и беседовали о том, как день прошёл... Вот и наступили долгожданные летние каникулы. Серёжа без троек закончил пятый класс и его отправили в деревню к деду Ивану Сергеевичу. Прошёл месяц. Виктор Иванович с Ниной Сергеевной приехали в деревню, проведать Ивана Сергеевича и сына Серёжу. Зашли они в дом и увидели на полке пять скалок, четыре картофелемялки и ещё несколько изделий, изготовленных на токарном станке по дереву. - Смотрите, мама и папа, всё это сделал я на станке. Дедушка, как и обещал, помог мне с ним разобраться, - радостно, прямо с порога заявил Серёжа. - Молодец, сынок! Вот и занятие полезное себе нашёл. Мы рады за тебя, - ответили в один голос его родители. После ели картошку, которую толкли Серёжиной картофелемялкой, беседовали, всё-таки за месяц много новостей накопилось. А каникулы, тем временем ещё продолжались…
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены