РАЗРАБОТКИ
|
Как развить диалогическую культуру младших подростков на уроках литературы?Автор: Зудова Елена Валериевна Русская литература богата блистательно выписанными образами младших подростков - беспокойных и мечтательных, бунтующих и противоречивых, дерзких и непредсказуемых. Это самый интересный и сложный возраст: от 10 до 13 лет. Меняется - от учебы к общению - ведущий тип нервной деятельности, ребята стремятся к самостоятельности и новизне впечатлений, готовы брать на себя инициативу. Расширяется их взаимодействие с миром, но... Не в этом ли возрасте школьники начинают все больше нас тревожить? Мы сталкиваемся с негативными явлениями: компьютерной зависимостью подростков, их уходом от действительности в виртуальный мир, отчужденностью. В этой связи приобретает особую актуальность педагогическая задача развития диалогической культуры младших подростков как готовности к подлинно диалогическому взаимодействию с миром. Философия утверждает, что культура и познание по самой своей природе диалогичны. Так возможен ли урок современного учителя, работающего в русле гуманистической педагогики, без активного взаимодействия с детьми и детей между собой? Отвечу словами Аристотеля: «Вне диалога нет образования, потому что образовывается человек, а не вещь». В методике преподавания русского языка и литературы значение диалогического общения очень велико: именно в нем в первую очередь проявляется уровень языковой компетентности и речевой культуры личности. Стремление разрешить реальные противоречия педагогической практики привели меня к идее использования интерактивных методов обучения для развития диалогической культуры младших подростков на уроках литературы. Диалогическую культуру невозможно «выучить» по аналогии с традиционным предметным знанием. Для ее освоения необходимо, чтобы учебный процесс выступал как «полноценная жизнедеятельность учащихся, вмещая в себя игру, труд, творчество, общение...», а учитель был «не источником информации, а посредником между культурой и ребенком, помощником в приобретении учеником познавательного опыта». Обеспечить указанные характеристики учебного процесса, на мой взгляд, в наибольшей мере помогает использование интерактивных методов обучения - такие формы организации познавательной и коммуникативной деятельности, которые обеспечивают реализацию целей обучения через активное взаимодействие обучающихся с учителем и между собой. Особенности этого взаимодействия состоят в том, что все его участники пребывают в одном смысловом пространстве, совместно погружаясь в единый творческий контекст занятия и близкое эмоциональное состояние. Выбор интерактивных методов отвечает и ранее перечисленным особенностям младшего подросткового возраста. Достичь желаемого результата мне помогают методические разработки, созданные самостоятельно, а также адаптированные к задачам развития диалогической культуры и предметному содержанию литературы. Наиболее простые методики (упражнения «Диалог «змейкой», «Исправим реплики разговора») применяю в качестве разминки на начальной стадии занятия или его этапа. В процессе изучения литературного произведения использую известный метод «чтения с карандашом», когда ученики выделяют реплики персонажей на различные темы (например, «Для чего живёт человек?» или «Полезны ли современные субкультуры?») для участия в «Дебатах литературных героев». Обогащение лексического запаса, развитие речевых умений младших подростков, их способности к эмпатии обеспечивается также такими творческими заданиями, как «Обращение к одноклассникам», «Угадай-ка», «Ты мне, я тебе», где подросткам нужно самостоятельно создать текст диалогического характера. В творческом задании «Интервьюер» ученикам необходимо расспросить одноклассника, учителя или гостя урока на заданную актуальную тему. Так формируется не только умение задавать вопросы, но и готовность слушать и слышать собеседника, учитывать его мнение в диалоге. Вариантом более сложных упражнений являются те, где нужно выполнить задание к предложенному тексту. Как правило, берется текст из учебника, но перечень заданий к нему дополняется такими вопросами, которые побуждают ученика к действиям и рассуждениям, полезным для развития диалогической культуры. На уроках литературы, раскрывающих читательские интересы младших подростков, уместно творческое задание «SMS-диалог». Ученику нужно составить текст письменного разговора с другом, например, о впечатлениях от прочитанной книги. Главной особенностью такой формы диалога будут короткие, односложные выражения, передающие душевное состояние читателя: - Привет, Макс! Я дочитал «Артемиса Фаула»! По окончании выполнения задания организуется обсуждение: сначала получившихся диалогов, затем – особенностей речи в диалоге или книг, которые были упомянуты. Ученик, сидящий за первой партой, записывает ответ на поставленный учителем вопрос на листе и передаёт его сидящему за ним однокласснику, который отвечает на следующий вопрос учителя. Ученик за последней партой, ответив на завершающий вопрос, встает и передает листок на первую парту. Затем командам даётся время для обсуждения получившихся «рассказов» и их доработку. Один из вариантов текста выдвигается на конкурс рассказов о литературном герое. Класс выбирает лучший текст из услышанных. Описывая применение интерактивных методов на уроках литературы, необходимо напомнить их особенность - создание ситуации диалога, который строится по линиям: «ученик - ученик» (например, в упражнениях «Ты мне – я тебе», «SMS-диалог»), «ученик – группа учащихся» (в ролевой игре от имени литературного героя «Расскажи мне о себе»). Всегда, конечно, присутствует линия «ученик – учитель». Названные диалоговые линии в ходе занятия могут сменять одна другую, переплетаться. Промежуточным звеном в диалоговом взаимодействии выступают предметы культуры: текст произведения, компьютер, репродукция картины или музыкальная тема. Последовательное усложнение творческих заданий позволяет подготовить младших подростков к выполнению коллективных творческих проектов. Они вызывают неизменный интерес младших подростков, так как богаты возможностями для развития их диалогической культуры и содержат в себе все диалоговые линии. Наибольшей популярностью среди подростков пользуются проекты «Сайт литературного героя» и «Виртуальная экскурсия». Объектом проектирования выступает контактная страница «сайта» литературного героя. На подготовительном этапе каждому ученику предлагается выбрать и выполнить дома одно из пяти заданий:
Подобные задания требуют более глубокого исследования литературного произведения. Следующее занятие суммирует найденную информацию. Ученики, работая в парах, создают «базу данных» по своему направлению, проще говоря, осуществляют подборку цитат. Затем формируются 4 группы, каждая из которых проектирует контактную страницу сайта литературного героя. Две группы создают проект, строго придерживаясь текста произведения, а две другие, фантазируя на тему: «Если бы герой жил в наши дни…» Продуктами такого исследования стали созданные учащимися 5-8 классов страницы «Сайта Василисы Премудрой», различные варианты страницы «Сайта Николеньки Иртеньева» - героя трилогии Л.Н.Толстого «Детство. Отрочество. Юность», проект-фантазия «Семейный сайт Гринёвых» по исторической повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Каждая из представленных работ содержала материалы, которые требовали активизации познавательного интереса школьников, их читательских навыков. Так, в центральную рубрику «О себе» ученики поместили личную информацию, касающуюся читательских и музыкальных предпочтений толстовского героя, его интересов и убеждений. Сайт Петра Гринёва и Маши Мироновой после анализа произведения включал в себя предположения о семейных ценностях, мечтах и убеждениях героев. Обсуждение привело нас к выводу, что мысленно «перенося» литературного героя в современность, мы лучше понимаем его характер. Работа над проектом «Виртуальная экскурсия» строится примерно так же, как над предыдущим. Существенное отличие состоит в том, что проект выполняется детьми для разных экскурсантов. Это могут быть родители, ученики начальной школы, иностранные туристы. Например, в виртуальной экскурсии «А.П.Чехов. От Таганрога до Ялты» ученикам седьмого класса удалось выявить и учесть особенности адресата таким образом. Одной группой учащихся были составлены вопросы для анкеты и проведён опрос с целью узнать сферу интересов своих родных и объём их знаний о жизни и творчестве писателя. В результате виртуальная экскурсия для родителей, кроме основного рассказа о чеховских местах, содержала информацию о современном транспортном маршруте до Ялты и краткое описание туристических комплексов, расположенных недалеко от музеев писателя. Развитию готовности детей вести внутренний диалог, который особенно важен для духовного роста личности, способствует рефлексия, организованная с помощью приема незаконченных предложений: «Я считаю, что работа в группе полезна, потому что…» или «Мне приятно, если в диалоге…»
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены