РАЗРАБОТКИ
|
Формирование творческих способностей учащихся в условиях игры, на примере уроков истории.Автор: Любимова Л.А. Что же такое способности? Это индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности, в данном случае- изучения истории. Они выражаются в быстроте, глубине и прочности овладения методами и приемами учебной деятельности. Познавательные возможности учащихся связаны с возрастом ученика и соответствующим уровнем исторических знаний и умений, по этому учитель обязан учитывать особенности возрастной психологии при выборе методов работы. Посильное познание в наибольшей степени способствует развитию мышления, воображения, мотивационно-волевой и эмоциональной сфер личности. Учителю очень важно смонтировать ученика к познавательной деятельности. Особенно актуален вопрос о развитии навыков познавательной деятельности на современном этапе развития общества, для современного этапа развития характерен переход к гражданскому обществу, ориентирующему человека на готовность осуществлять тот или иной выбор. В этой связи в процессе обучения истории целесообразно создавать для учащихся ситуацию выбора, что требует их ознакомления с различными, подчас альтернативными, точками зрения на исторические процессы, факты, события, формирование умения отстаивать свою позицию по разнообразным проблемам истории, что в свою очередь, стимулирует познавательную деятельность учащихся. Результаты обучения напрямую связаны с тем, насколько развиты у ребенка познавательные способности и мотивация к обучению, Существует огромное множество способов, методов и приемов развития навыков познавательной работы и актуализации обучения, используемые учителем в процессе обучения. В своей работе я познакомлю с теми методами и приемами развития познавательной деятельности из всего существующего разнообразия, которые особенно регулярно использую на моих уроках. Руссо утверждал, что в каждом ребенке от природы заложены хорошие задатки. Определяющим началом воспитания является сам ребенок, его природные склонности и возрастные особенности. Задача состоит не только в том, чтобы воспитывать в ребенке хорошие качества, как в том, чтобы предохранить его от плохих влияний. Практика воспитания своими корнями уходит в глубинные пласты человеческой цивилизации. Появилось оно вместе с первыми людьми. Детей воспитывали без всякой педагогики, даже не подозревая о ее существовании. Но постепенно обнаружилось, что общество прогрессирует быстрее или медленнее в зависимости от того, как в нем поставлено воспитание подрастающих поколений. Появилась потребность в обобщении опыта воспитания, в создании специальных учебно-воспитательных учреждений для подготовки молодежи к жизни. Цель педагогического процесса, в современное время- это развитие нравственной и творческой личности в процессе усвоения основных закономерностей и методов культуры, самостоятельной в познавательной и практической деятельности, свободной в выборе профессиональной, общественной и семейной карьеры. Творчество понимается нами как механизм продуктивного развития деятельности человека. Вместе с тем, творчество- чрезвычайно многообразное понятие. В основу исходного определения творчества целесообразно класть его самое широкое понимание. Следует признать, что творчество свойственно и неживой природе и живой до возникновения человека, и человеку, и обществу. Творчество необходимое условие развития материи, образования ее новых форм вместе с возникновением которых меняются и сами формы творчества. Творчество человека одна из таких форм. И так, творчество - это создание нового, ранее не существующего. Можно сказать, что это качество присуще только изобретателям, но это не так. Каждый человек все делает по своему, хотя и опирается на опыт поколений, преобразуя их по своему, старое в новое- это творческий аспект и таких примеров много. Таким образом человек, опираясь на полученные знания, преобразует их и создает новое для себя и окружающих- это творческий процесс. Английский ученый Г.Уоллес исследовал творческий процесс. В результате ему удалось выделить 4-е стадии процесса творчества:
В начале 80-х годов русские ученые Г.Альтшуллер и И.Верткин проанализировали качества творческой личности. В результате было установлено, что не зависимо от рода деятельности, творческая личность обладает следующими качествами:
Как видим эти качества являются приобретенными, точнее самовоспитанными в течении жизни и никакого отношения к наследственности не имеют. Вместе с тем, нельзя отрицать то, что каждый человек получает генетические задатки к той или иной деятельности. Для реализации этих задатков и необходимо воспитывать у учащихся творческие качества. И так творчество- это деятельность порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существующее. Творческой является вся деятельность людей, преобразующая природный мир и социальную действительность в соответствии с их целями и потребностями. Творчество заключается в деятельности, создающей новую информацию и предполагающей самоорганизацию. Творческие способности можно воспитать и развить, но зависят они от индивидуальных особенностей, творческой способности или креативности. Креативность зависит от мышления, оно бывает: конвергентное, которое идет по одному определенному руслу и находит один вариант решения; дивергентное, которое допускает вариативные пути решения проблемы. Творческое мышление имеет свои отличительные черты:
Творцом не рождаются, все зависит от того, какие возможности предоставит окружение для реализации того потенциала, который в различной степени присущ каждому из нас. Как отмечает Фергюссон, «творческие способности не создаются, а высвобождаются». «Высвобождать» творческие способности учащихся на уроке лучше всего, я считаю, с помощью игровых форм обучения. Игра на уроке истории- активная форма учебного занятия, в ходе которой моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего. Важно создать во время такого занятия у школьников игровое состояние, которое высвобождает творческую активность учащихся. С учетом игровых форм обучения составляется программа учебного материала, которая используется в течении учебного года. Игровые формы обучения невозможно использовать на каждом уроке. Продуктивнее всего они проходят на повторительно-обобщающих уроках: различные формы игр- ролевые, деловые, развивающие; при проверке домашнего задания- сценическая игра, частная и деловая переписка купцов, игра- экспедиция, составление нравственных и политических портретов, игра-викторина; при изучении нового материала по темам «Культура и быт, наука и образование» - постановка проблемы и самостоятельный поиск ответа в форме игры. Применение игровых форм с учетом сложности, по мере творческого роста учеников, усложняются и вид игры- в начале года разминка, в конце постепенное усложнение. Усложнение заданий с учетом возраста: 1-й курс- развивающие или ретроспективные игры; 2-й курс- ролевые, деловые игры, ориентированные на будущее. Проведя диагностику целеполагания при изучении истории, и диагностику успеваемости в начале учебного года и в конце, можно сделать следующие выводы:
Таким образом, можно сделать вывод, что применение на уроках истории игровых форм обучения способствует развитию познавательной активности и формированию творческой деятельности.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены