РАЗРАБОТКИ
|
Взаимосвязь науки и учебного предмета в организации исследовательской работы учащихсяКак известно, наука - сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении. Она включает в себя все условия и моменты этого производства: методы научно-исследовательской работы, экспериментальное и лабораторное оборудование, систе¬му научной информации, а также всю сумму наличных знаний, выступающих в качестве основы, средства или результата научной деятельности. Науку можно характеризовать с трех позиций:
В отличие от науки образовательная деятельность исходит из необходимости всестороннего развития личности, подготовки ее к различным видам деятельности. В связи с этим в образовании результаты деятельности людей во многом определяются тем специфическим компонентом культуры, который фор¬мируют те или иные научные знания. Например, по учебному предмету биологии формируются такие биологические знания, которые отражают сложный комплекс отношений «человек - общество - природа- практическая деятельность». Однако для отражения в образовательной деятельности этого комплекса отношений необходим показ взаимосвязи систем научного и учебного знания в разных формах обучения, что является одной из основных задач учебного предмета для формирования определенной культуры мышления (в данном случае биологической культуры). Как известно, биология как учебный предмет, выполняющая социальный заказ общества, не может оставаться лишь «отражением» науки, она должна взять многое и от техники и производства, например, систему научной информации, методы научного исследования, понятийный аппарат науки и т.д. В настоящее время в связи с внедрением в школах профильного обучения показ взаимосвязи систем научного и учебного знаний становятся особенно актуальными и значимыми. Актуальность обусловлена тем, что главной целью школы является обеспечение углубленного изучения предмета в 10 - 11 классах, внедрение элективных курсов, организация исследовательских работ учащихся. Однако основной целью обучения учебному предмету биологии в 10 - 11 классах рассматривается вовсе не знания сами по себе, а развитие личности. И поэтому организации учебно-исследовательских работ, выполнение учащимися научных проектов, практикумов, где в большей степени отражается взаимосвязь научного и учебного знаний имеет большое значение для развития личности. В системе образования накоплен определенный опыт по организации учебно-исследовательской работы учащихся. Как показывают исследования, возможность и педагогическая ценность учения методом «искания», методом «открытия», исследовательским методом осознана давно. Еще Я.А. Коменский писал, что людей следует учить главнейшим образом тому, чтобы они черпали знания не из книг, а наблюдали сами небо и землю, чтоб они исследовали и познавали сами предметы, а не помнили только чужие наблюдения и объяснения. Значительное обоснование исследовательского метода встречается в работах известного педагога-биолога и Генри Армстронга, А.Я. Герда Однако идеи применения исследовательского метода в обучении не нашли серьезного применения вплоть до 20-30-х гг. XX в. Сам термин «исследовательский метод» был предложен Б.Е. Райковым, суть которого он понимал как метод умозаключения от конкретных фактов, самостоятельно наблюдаемых учащимися или воспроизводимых ими на опыте. И поэтому авторы отмечают, что при выполнении подобных работ на первом месте должна стать выработка соответствующих исследовательских умений и навыков, как умения работать с лабораторным оборудованием, ставить эксперимент, производить измерения, вычисления, обрабатывать результаты, что в целом требует от учащегося наблюдательности, аккуратности, терпеливости, характерные черты научных исследований. Наряду с выработкой экспериментальных умений организация исследовательской работы учащихся должна основываться на глубоких теоретических и методологических знаниях по изучаемому предмету, позволяющие овладению методами научного познания: определять цель, объект и предмет исследования; формулировать проблему, гипотезу и задачи исследования; анализировать и выявлять причинно-следственные связи, интерпретировать полученные результаты, делать выводы. Во главу угла учебно-исследовательской деятельности ставится формирование обобщенных приемов решения учебно-научных проблем, например, умение выдвигать гипотезу, формулировать учебную проблему, планировать решение выдвигаемой проблемы и т. д. Таким образом, исследовательская деятельность учащихся - это совокупность действий поискового характера, ведущая к открытию неизвестных фактов, теоретических знаний и способов деятельности. Для того чтобы теория стала основой организации учебно-исследовательской (исследовательской) работы учащихся необходимо сформировать научные знания или совершенствовать имеющиеся у учащихся знания. При этом опорными являются те знания и умения, которые получены ими в процессе изучения того или иного раздела учебной дисциплины. Вышеизложенные теоретические выкладки можно отразить в виде модели, позволяющей видеть процесс организации учебно-исследовательской деятельности учащихся в единстве трех его важнейших аспектов: содержательно-целевом, процессуально-деятельностном и личностно-результативном. Научно-исследовательская деятельность учащихся способствует формированию в каждом ребенке творческой личности. А педагог-руководитель должен создать творческую для него атмосферу. Было установлено, что в ходе научной деятельности развивается навык самостоятельности, навык работы с научной литературой, развитие творческих способностей ребенка, расширение и углубление знаний, полученных в школе, и развитие навыка самоутверждения ученика в данной области и, конечно же, вера в себя. Эти теоретические выкладки были апробированы в МБОУ СОШ №23 с. Новозаведенного в ходе летней полевой эколо-биологической практики. Учащиеся под руководством учителя биологии проводили различные научно-исследовательские работы. Например, по направлению «Биология» в лесном биоценозе учащиеся изучают состояние дубовых насаждений, видовое разнообразие бабочек и паукообразных; по направлению «Экология» учащиеся исследуют искусственные и естественные водоемы, состав почв вдоль федеральной автотрассы. При этом они приобретают умения и навыки исследовательской деятельности, развивают интеллектуальные способности. Как отражено выше, учебно-исследовательская работа состоит из 4 этапов:
На конкретном примере покажем, как нами была организована летняя полевая практика. На подготовительном этапе нами проанализирована примерная программа учебного предмета биологии раздела «Экология», просмотрены статьи в журнале «Биология в школе», подобрана методика конкретного исследования гидрохимической характеристики озер, состава почвы, определения тяжелых металлов др. Следующий этап эксперимента - обучающий: I. Подготовка плана проведения теоретических занятий (каждого занятия) по разделам. II. Подготовка плана проведения практического занятия (каждого занятия):
III. Подготовка материала контроля знаний учащихся по итогам работы:
На этапе исследовательской работы учащиеся работали над научно-исследовательскими проектами: «Видовое разнообразие жесткокрылых в окрестностях с. Новозаведенного», «Особенности гнездования жулана обыкновенного в лесозащитных полосах с. Новозаведенного», «Характеристика фауны паукообразных с. Новозаведенного», «Дневные бабочки в окрестностях с. Новозаведенного» и др. По экологии: «Самооочищающая способность донных отложений р. Кума», «Гидрохимический анализ искусственных прудов с. Новозаведенного», «Экологическая диагностика почв ООО «Новозаведенское»», «Обнаружение витамина С в пищевых продуктах» и др. Литература
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены