РАЗРАБОТКИ
|
К вопросу обучения русскому языку в основной школе: словоцентрический аспектКуринная А.Ф., Вопрос об изучении работы над словом в школе был поставлен крупнейшими методистами еще в прошлом веке. В истории лингводидактики неоднозначно определялись значение и задачи работы над словом ведущими учёными (Ф.И. Буслаевым, И.И. Срезневским, Д.И. Тихомировым, К.Д. Ушинским, В.П. Шереметевским и др.). Особенное внимание к слову и его значению обусловлено эволюцией лингвистики во второй половине XX ст., которая обозначилась, по определению Ю.Д. Апресяна, «двумя важными прорывами – прорывом в макромир языка и прорывом в его микромир. Прорыв в микромир приобрел форму словоцентризма или, точнее, лексемоцентризма» [Апресян 1995: 23 и стал актуальным и определяющим в поисках методики работы над словом в основной школе. Цель статьи: рассмотреть имеющийся на сегодняшний день лингводидактический опыт работы над словом в школьном языковом образовании. Ф.И. Буслаев [2], обращая внимание на необходимость словарной работы на уроках не только с целью обучения грамотному письму, но и для большего понимания учащимися лексического значения слов, подчёркивает, что именно это понимание гарантирует точный и осознанный выбор слов в условиях речемыслительной деятельности. Именно Ф.И. Буслаев впервые вводит в школьный курс русского языка изучение отдельных лексических понятий: ономастику (изучение первоначального значения слов, переносного значения слов, синонимику); архаизмы, заимствованные слова; диалектные слова; много внимания уделяет толкованию значения слов. Труды Ф.И. Буслаева [2] в области изучения слова оказывают существенное влияние на школьную практику второй половины XIX века, на методические взгляды А.Д. Алфёрова, И.И. Срезневского, К.Д. Ушинского. Последователь К.Д. Ушинского Д.И.Тихомиров [4] акцентирует внимание на необходимости организации уже в начальных классах наблюдений над составом слова с целью более глубокого проникновения в его смысл. Учёный отмечает, что в результате подобной работы ученик видит и происхождение слова, и родство между словами, знакомится с семейством слов от одного общего корня. И.И. Срезневский [3], присоединяясь к подобной точке зрения, считает, что словарная работа по образованию слов приводит школьников к осмыслению содержания слов и выражений, группирует лексику для упражнений с точки зрения лингвистики. Накопленный учёными и учителями-практиками опыт словарной работы обобщается в методическом пособии «На уроках русского языка» Н.М. Соколова и Г.Г. Тумима [Соколов, Тумим 1917: 196]. Дальнейшие поиски рациональных приемов изучения лексики ведутся уже в советский период, когда серьезное внимание уделяется работе над словом и разработке типов упражнений: Д.Н. Ушаков считает особенно полезными логические упражнения; разрабатывает ряд ценных упражнении по лексике А.М. Пешковский; П.О. Афанасьев предлагает разнообразные упражнения, направленные на усвоение лексических умений; Е.С. Истрина и К.Б. Бархин разрабатывают определенную последовательность упражнений по ознакомлению и закреплению лексических понятий. В методике словарной работы постепенно реализуется идея взаимосвязи между лексической и орфографической работой, разрабатываются, наряду с синтетическими упражнениями, задания чисто лексического характера. Так, М.Т. Баранов [1] предлагает работу по обогащению словаря проводить с опорой на лексические знания, при этом круг лексических понятий расширяется. Изучение проблем усвоения лексических единиц диктуется важностью совершенствования лексических, речевых, коммуникативных умений и навыков школьников, являющихся плацдармом для формирования коммуникативной компетенции. Коммуникативная же компетенция как конечная цель школьного языкового образования включает следующие составляющие:
Слово как лексическая единица, основное содержание которой имеет материальный характер, а выражение находится в соответствии с правилами оформления данного слова, свойственными данному языку, имеет интегративный характер в формировании вышеперечисленных компетенций и служит отправной точкой словоцентричного языкового образования. Развитие лексических навыков, синтезированных действий по выбору лексических единиц адекватно замыслу, обеспечивающие ситуативное использование данной лексической единицы и служащие одним из условий выполнения речевой деятельности, осуществляется с учетом психолингвистических возможностей учащихся воспринимать и усваивать лексические единицы, а именно с учетом:
Словоцентрическое же обучение русскому языку предполагает соблюдение определённых принципов обучения, таких как:
Успешное словоцентрическое обучение русскому языку в основной школе строится благодаря специально разработанной системе упражнений, предусматривающей:
Следовательно, алгоритм работы над словом как дидактической единицей можно упрощённо представить следующим образом: текст - слово - словосочетание -предложение - текст. От текста-образца, текста-иллюстрации, раскрывающего смысл слова, к языковым упражнениям, помогающим усвоить семантику и функционирование слов в речи, а от них – к созданию детьми собственных текстов. Системная работа над словом помогает глубже усвоить лексику, способствует обострению внимания к слову, развитию языкового чутья и языкового мышления.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены