РАЗРАБОТКИ
|
Педагогические приёмы работы с книгой, способствующих формированию познавательных и коммуникативных УУД на уроках литературыАвтор: Крюкова Наталия Валерьевна Многие годы мы гордились тем, что Россия была самой читающей страной в мире, чтение считалось хорошим тоном, признаком интеллигентности, образованности. К сожалению, уже в нескольких поколениях российских семей книга не значится сегодня в приоритетных духовных ценностях, а если не читают взрослые, то и детей они к этому приучить не могут. Психологи, педагоги, утверждают, что не читающий ребенок - это не только препятствие к становлению личности, но и огромный риск для общества, поэтому объявление президентом РФ Года литературы в 2015 году «в целях привлечения внимания общества к литературе и чтению» стало очень своевременным шагом. В школе всегда отводилась значимая роль работе с книгой, а в связи с внедрением ФГОС она не только не потеряла актуальность, но и возросла. В начале года я определила тему методической работы: Изучение педагогических приёмов, формирующих познавательные и коммуникативные УУД на уроках литературы. И началась работа. Изучая опыт коллег, я находила интересные приёмы в различных современных педагогических технологиях и апробировала их на своих уроках. Старалась применять именно те, которые связаны с поиском информации в книге, в учебнике, в литературоведческом словаре или в энциклопедии, так как ученики плохо умеют ориентироваться в текстах, а эти универсальные действия пригодятся им в старших классах. Очень удачно, например, я применяю приёмы педагогической технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП) Например, на этапе формирования новых знаний, я предлагаю учащимся несколько цитат по ещё не изученному произведению. Они отмечают «ложные» и «верные» утверждения, опираясь на читательский опыт, обязательно с опорой на текст. Таким образом, ученики находят значимые моменты в портретной характеристике героев, в сюжетной линии произведения, учатся внимательно читать. Приём «Верите ли вы…» удачен при знакомстве с жизнеописанием автора. После демонстрации фотографии или портрета писателя, я предлагаю оценить утверждения. Например, при знакомстве с биографией А.Н.Островского ученики размышляют над фразами: А.Н Островского назвали «Колумбом Замоскворечья»; он окончил филологический факультет Московского университета; служил секретарем в суде; по его пьесе снят фильм «Жестокий романс». Желание учеников узнать ответ заставляет их с большей осмысленностью и внимательностью отнестись к чтению учебной статьи. На этапе завершения изучения произведения, удачно использовать приём составления кластера. Смысл этого приема заключается в систематизации имеющиеся знания по той или иной проблеме. Ученик записывает в центре листа значимое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Также на этом этапе удачно применять приём написания синквейна. В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Его составление требует от ученика в кратких выражениях сформулировать учебный материал, информацию, «пропустить» её через своё восприятие. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы:
Тема синквейна должна быть, по возможности, эмоциональной. Удачным является применение метода проектов при изучении художественного произведения, литературно- критических, биографических статей. Чаще я использую краткосрочные проекты группового характера, обязательным условием при их выполнении является опора на текст. Наиболее успешными проектами считаю: инсценировку ключевых сцен произведения, составление «журнала о творчестве писателя» и его представление, составление эскизов памятников авторам или героям художественных произведений (место установки, из какого материала выполнен, как выглядит, какой символ может быть изображён, какие слова могут быть помещены на постаменте и т д.). Все работы проходят обязательную публичную защиту, для подготовки которой, так или иначе, учащиеся обращаются к книге или учебнику. Какие бы педагогические приёмы мы не использовали в своей работе, но роль книги в школе, на мой взгляд, остаётся значимой и неоценимой. Книга - важный инструмент в моей работе.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены