РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Социологические опросы на уроках обществознания

Автор: Баранникова Валентина Николаевна

Я работаю в школе с 1982 года. За это время школа прошла много этапов, и много нововведений прожил наш традиционный урок. Но несмотря на все изменения для меня остаются главными живые уроки, на которых мы говорим вместе - я и дети. И не важно, кто чаще и больше, главное, что они, каждый из них, говорит. Составляют из слов предложения, затем вводят в них нужные термины и понятия и учатся - учатся слушать, слышать и говорить.

Сегодня я хочу поделиться с вами своим опытом по применению на уроках обществознания социологических опросов, проводимых учениками.
Традиционно под термином «исследование» принято понимать систематическую познавательную деятельность, направленную на получение новых знаний, информации.

Социологическое исследование – один из способов развития и накопления социологического знания. Социологический опрос, как и любое другое исследование, играет большую роль в изучении отдельных вопросов развития общества. Он позволяет исследователю двигаться вперед, подтверждая или опровергая свои домыслы, собирать и оценивать информацию, служит как бы связующим звеном между теоретическими знаниями и реальной действительностью, помогает устанавливать новые закономерности развития общества в целом или каких-либо этапов в частности.

На примерах предложенных уроков я хочу показать, каким образом можно привлечь учеников к подготовке урока, мотивировать их интерес к изучению темы, разнообразить учебное занятие с использованием данных социологических опросов. Почему я часто обращаюсь именно к данной форме знакомства учеников с учебными темами, разделами обществознания? Итак, название предмета говорит само за себя: «знания об обществе», обществе, в котором мы живем и развиваемся. Почему бы нам самим не узнать о нем: чем живут окружающие нас люди, о чем думают, чем руководствуются?

Накануне изучения темы или после нее я предлагаю ученикам провести социологический опрос среди респондентов, которые имеют определенное влияние на подростков.

Например:

  • 1 группа – сверстники,
  • 2 группа – старшеклассники,
  • 3 группа – родители, педагоги.

Вопросы для исследования обучающимся младших классов я предлагаю сама, более старшие ребята их разрабатывают самостоятельно.

Социологический опрос включает в себя следующие этапы:

  • подготовительный: на этом этапе происходит разработка программы опроса;
  • основной: включает в себя проведение самого опроса;
  • завершающий: идёт обработка, анализ данных, а так же формирование выводов.

Проводя социологические опросы, наши дети учатся общаться друг с другом, находить общий язык с разновозрастными группами, воспитывают в себе уважение и толерантное отношение к окружающим, вырабатывают активную жизненную позицию. В конечном итоге расширяют свой кругозор, социализируются. Во время работы над заданием ученики получают навыки обобщать полученную информацию, анализировать ее, на основе этого анализа делать выводы, строить диаграммы, составлять проекты.

Иногда результаты опроса совпадают с их личным мнением, иной раз вызывают несогласие. В каждом отдельном случае во время урока они аргументируют все «за» и «против», высказывают свою точку зрения, дискутируют и находят ответы на волнующие их вопросы.
Конечно, роль учителя в данном споре велика. Это роль режиссера, наставника, педагога.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены