РАЗРАБОТКИ
|
Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях обучения с использованием дистанционных технологий.Автор: Жукова Марина Владимировна Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 2 августа 2010 года «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел „Квалификационные характеристики должностей работников образования“» отрегулированы должностные обязанности тьютора и должностные требования к нему. Для России тьюторство – принципиально новый вид педагогики. Хотя есть множество областей, где оно находит своё применение: социальная работа с проблемными семьями, детские сады, школы, ССУЗы и ВУЗы, инклюзивное образование и дистанционное. Попробуем разобраться в понятии «тьютор», а также прояснить особенности тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями в условиях обучения с использованием дистанционных технологий на основе собственного опыта работы, наблюдений и изученного за годы практики материала по данному вопросу. Зачастую процесс образования, обучения рассматривают отдельно от процесса становления личности, развития уровня социальной компетентности человека. Принято считать, что школа и учебный процесс призваны только для передачи знаний и расширения кругозора человека, несмотря на то, что психологами и педагогами давно признано влияние школьного окружения, учителей на формирование личности. Тьюторское сопровождение наоборот рассматривает взаимосвязь всех этих процессов, акцентируя внимание на индивидуальности каждого ученика. же само понятие говорит за себя: тьютор — человек, призванный заботиться об ученике, «наставлять» его. Тьютор – своего рода посредник между традиционным педагогом и ребёнком. Он анализирует интересы и проблемы ребёнка, отслеживает, что в учебном процессе даётся с трудом, а к чему есть способности, помогает ученику сформировать учебные интересы, анализировать свою деятельность, формировать индивидуальную образовательную траекторию, а в итоге – найти своё призвание. Таким образом, тьютор — особая педагогическая должность, тот, кто организует условия для складывания и реализации индивидуальной образовательной траектории учащегося, направляет процесс образовательной рефлексии учащегося. В инклюзивном образовании присутствие тьютора рядом с ребёнком необходимо. Термин «инклюзивный» применительно к учебным заведениям означает, что их посещают не только практически здоровые дети, но и такие, которым требуются особые условия. Это дети с так называемыми ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Основная задача тьютора в таком типе образовательных учреждений – поддерживать в ребёнке стремление к самостоятельности, развивать его социальную компетентность, чтобы в дальнейшем он мог жить обычной жизнью среди сверстников. Соответственно дети-инвалиды вырастают полноценными гражданами, готовыми самостоятельно строить свою жизнь среди «здоровых» людей. Если более кратко и ясно, то, согласно, должностной инструкции, деятельность тьютора заключается в следующем:
В нашей статье хочется отдельно обозначить особенности обучения с использованием дистанционных технологий, ведь помимо знаний педагогических технологий дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода и различных других традиционных педагогических методик важными в деятельности тьютора в данной области образования будут знания о специфике дистанционного обучения. Дистанционное обучение — это процесс передачи знаний, формирования умений и навыков при интерактивном взаимодействии как между обучающим и обучающимся, так и между ними и интерактивным источником информационного ресурса, отражающий все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), осуществляемый в условиях реализации средств информационно-коммуникационных технологий. Получается, что процесс в некоторой мере облегчается, но в некоторой мере и усложняется применением новейших технологий. Под дистанционными образовательными технологиями — понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением средств информатизации и телекоммуникации, при опосредованном или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося. Термин «Информационные и коммуникационные технологии» является аналогичным термину «информационные технологии» с разницей лишь в том, что использование средств связи и передачи информации в образовательном процессе, выделяется отдельным словом «коммуникационные». Информатизация образования – не просто использование компьютера и других электронных средств обучения, а новый подход к организации обучения, новое направление в науке, которое принято называть «педагогической информатикой» (В.П. Беспалько, Д.Ш. Матрос, Е.И. Машбиц, Е.С. Полат). Понятие «Информационные технологии обучения» включает в себя два педагогических термина «информационные технологии» и «технологии обучения». Д.Ш. Матрос считает, что любые методики или педагогические технологии, описывая как переработать и передать информацию, чтобы она была наилучшим образом усвоена учащимся, являются по сути своей информационными технологиями. Характерные черты дистанционного обучения:
Целью педагогической деятельности в дистанционном обучении является создание оптимальных условий для развития у учащихся информационной, деловой и социальной компетенций как основных, определяющих успешную самореализацию современного человека в различных областях деятельности, их социализации, адаптации и интеграции в общество. Сложность здесь состоит в том, чтобы посредство дистанционных технологий ребенок не стал ещё более изолирован от общества, необходимо сделать технику не «коробкой», в которую прячется тьюторант, а «окном» в мир возможностей, общения, развития и использования неограниченных ресурсов. В связи с этим необходимо дополнить список должностных обязанностей тьютора следующими пунктами:
Исходя из вышесказанного, тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями в обучении с использованием дистанционных технологий является не только важным, но и необходимым для становления личности курируемого, его развития и социальной адаптации, инклюзии в общество. Именно тьютор выступает посредником между замкнутостью и изолированностью детей с ОВЗ от общества и их непосредственной включенностью в жизненные процессы окружающего мира. Тьюторское сопровождение способствует формированию курируемыми социальных, информационных и других видов ключевых компетенций линости, что в результате обеспечивает готовность ученика эффективно организовать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения жизненных целей.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены