РАЗРАБОТКИ
|
Современные технологии дополнительного образования в подготовке педагоговАвтор: Мокрушина Елена Ивановна В данной статье рассматривается ряд современных технологий дополнительного образования, ориентированных на повышение эффективности педагогов, принимающих участие в сопровождении и построении социально-профессиональной подготовки молодежи. В рамках статьи такие специалисты названы «социальный педагог». В качестве примеров современных технологий приведены: личностно ориентированные технологии, технология «обучения действием», уровневая индивидуализация и дифференциация, сетевые технологии, метод проектов, организация учебно-исследовательской деятельности, игровые технологии, технологии мастерских, информационные технологии, применение методов активного обучения, выбор новых форм проведения занятий, психологическое сопровождение и др. Активное вовлечение молодежи в процесс реализации экономических и социальных реформ в разных сферах общественной жизни страны — одно из основных направлений социальной политики Российской Федерации. При активном участии молодежи в различных секторах экономики, реализуется потенциал общества, прослеживаются перспективы его социального, экономического и культурного развития. При этом выбор профессионального пути имеет огромные последствия как для самого молодого человека и его семьи, так и для страны в целом. Именно поэтому государство уделяет особое внимание государственной социально-экономической политике, направленной на развитие рынка труда и популяризацию перспективных сфер занятостей [ , , , ]. В то же время молодежь в настоящее время не обладает достаточными знаниями и навыками для осознанного личностного и профессионального самоопределения. Зачастую отсутствует ответственность за принятие решения о выборе профессии и понимание механизмов осознанного выбора будущей сферы деятельности, решения принимаются на основе материальных факторов без учета личностного смысла работы. Поэтому основной задачей сопровождения построения социально-профессиональной траектории молодежи будет формирование у молодежи таких знаний и навыков, как:
В решении этих вопросов молодежи на помощь приходит в первую очередь специально подготовленный социальный педагог. В его обязанности входит формирование у молодежи компетенции самостоятельного профессионального самоопределения, осуществления осознанного и ответственного профессионального выбора, проектирования и реализации собственной профессиональной траектории в динамично меняющихся условиях. При этом общероссийская задача подготовки кадровой базы социальных педагогов может быть успешно решена с помощью современных технологий дополнительного образования. В качестве инновационных технологий дополнительного образования педагогами использованы: личностно ориентированные технологии, технология «обучения действием», уровневая индивидуализация и дифференциация, сетевые технологии, метод проектов, организация учебно-исследовательской деятельности, игровые технологии, технологии мастерских, информационные технологии, применение методов активного обучения, выбор новых форм проведения занятий, психологическое сопровождение и др. Одним из подходов к созданию мотивационной образовательной среды для педагогов является технология «обучения действием». В основе такого обучения лежит постоянно действующий семинар, направленный на своевременную поддержку педагога в период изменений и сопровождение в процессе освоения и внедрения инновационного опыта, формирование мотивации к непрерывному профессиональному образованию, создание условий для постоянного взаимного обучения и обмена опытом. В условиях модернизации системы образования постоянно действующий семинар является наиболее продуктивной формой повышения квалификации, так как основное внимание в нем уделяется расширению профессионального кругозора, повышению уровня теоретической подготовки и освоению инновационных технологий. Постоянно действующий семинар позволяет:
Одним из приоритетных направлений развития дополнительного образования, обеспечивающих подготовку, профессиональный рост и развитие социальных педагогов для эффективного сопровождения построения социально-профессиональной траектории молодежи, поддержанной на уровне государства, является создание и развитие профессиональных сетевых педагогических сообществ. Профессиональное сетевое сообщество – это специализированный интернет-ресурс, обеспечивающий интеграцию и взаимодействие его участников, работающих в одной предметной или проблемной профессиональной деятельности. Участие в профессиональных сетевых педагогических объединениях позволяет педагогам общаться друг с другом, обмениваться опытом, решать профессиональные вопросы и повышать свой профессиональный уровень благодаря:
Основными задачами работы профессионального сетевого сообщества являются:
Профессиональное сетевое сообщество создает условия не только для открытого, бесплатного и свободного использования электронных ресурсов, наблюдения за деятельностью участников сообщества для освоения новых информационных концепций, знаний и навыков, но и дает возможность самостоятельно создавать сетевые проекты. Важнейшим преимуществом работы профессиональных сетевых сообществ является многообразие форм взаимодействия участников, включающих дистанционное обучение, обучающий семинар, виртуальную конференцию. А также конкурс, проект, акцию, мастер-класс, опрос, обсуждение в чате, фестиваль проектов, телеконференцию, проектировочный семинар, создание веб-страниц и т. д. Таким образом, сетевое взаимодействие участников профессионального педагогического сообщества, обеспечивая доступность информационных, инновационных, методических, кадровых тематических ресурсов, а также диалог между субъектами сетевого взаимодействия и обмен опытом позволяет участникам самостоятельно приобретать новые знания и умения для использования их в практической деятельности. Профессиональные сетевые сообщества направлены на реализацию одной из важнейших задач государственной образовательной политики Российской Федерации: обеспечение непрерывного образования граждан на протяжении всей жизни (согласно Стратегии инновационного развития Российской Федерации до 2020 года, Государственной программе «Развитие образования» на 2013 – 2020 гг.). Достижение этой задачи осуществляется за счет создания оптимальных условий для получения непрерывного образования – формального, неформального и информального в дистанционном формате. Эффективным методом повышения профессионального мастерства педагога является вовлечение в подготовку и проведение мастер-классов на основе освоенных технологических блоков педагогики и индивидуальных подходов. Мастер-класс – это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия. Задача мастер-класса – повысить мотивацию к овладению авторской методикой и технологией деятельности. В рамках инновационной технологии дополнительного образования при подготовке педагогов является и психологическое сопровождение. Психологическим сопровождением является система организационных, дидактических, обучающих, развивающих мероприятий для педагогов, направленная на создание оптимальных условий саморазвития и непосредственно профессиональной педагогической деятельности. Сущностной характеристикой сопровождения в данном подходе является создание условий для перехода к «самопомощи». То есть, в процессе психологического сопровождения педагог переходит от позиции «Я не могу», к позиции «Я могу сам справиться со своими жизненными профессиональными трудностями». Осваивает скрытые ресурсы личности в опоре на его возможности и создание на этой основе условий, способствующих построению индивидуальной траектории саморазвития педагога. Т.е в процессе реализации инновационной деятельности каждый педагог может повысить эффективность своей деятельности за счет специальной системы психологического сопровождения его личностного развития, оптимизации профессиональной компетентности и поддержания позитивного психологического климата. Таким образом научные исследования и практическая деятельность в области сопровождения построения социальнопрофессиональной траектории молодежи не может быть успешно, системно реализована без современных технологий дополнительного образования в подготовке педагогов для сопровождения профессионального выбора молодого человека в системе школа-колледж-вуз-работодатель, направленной на повышение компетентности педагогических работников, практических психологов в области проектирования профессионального пути и направлений саморазвития молодежи.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены