РАЗРАБОТКИ
|
Изучение творческой истории произведений русских писателей на уроках литературы в старших классах.Изучение творческой истории художественных произведений на уроках литературы в старшей школе является очень важным этапом содержательного анализа текста. Все это помогает лучше понять замысел и идейно-нравственную позицию автора, динамику его мыслей, поисков адекватной выразительной художественной формы. В распоряжении учителя литературы имеется сравнительно немного времени на каждое изучаемое произведение, поэтому невозможно охватить все этапы, все аспекты творческой работы автора. Невозможно дать и одну-единственную рекомендацию, которая была бы пригодна, действительна при рассмотрении любого художественного текста. Поэтому очень важно при этом личная инициатива учителя, самостоятельные поиски разных вариантов. Выбор того или иного аспекта творческой истории в каждом конкретном случае будет обусловлен имеющимися документальными данными, подкреплен содержательным материалом, который органично войдет в процесс анализа текста. Работа писателя весьма индивидуальна, поэтому следует в выборе материалов творческой истории и в определении их места в изучении художественного произведения опираться на текст. Именно он подскажет, в каком направлении и насколько нужно углубляться в историю его создания, если речь идет об этапах работы над произведением (от замысла, первых планов, набросков к вариантам черновой и беловой рукописи, к авторским корректурам, предшествующим первым и последующим прижизненным публикациям в журналах, сборниках, собраниях сочинений). Важно, чтобы обращение к творческой истории подсказывалось бы задачами не только образовательными, но и воспитательными: пробудить у школьников старших классов интерес к личности писателя, социальной и эстетической энергии его творчества, своеобразию процесса его труда. Тогда, анализируя даже одну форму творческой работы, принципы создания именно данного произведения, школьники научатся не упускать из виду единства художественных особенностей писателя, видеть частное в контексте целого. Вглядываясь в «атмосферу» создания художественного произведения, наблюдая динамику его осуществления, знакомясь с причинами изменения писателем конкретных жизненных фактов, ситуаций, улавливая стилистические, лексические, интонационные вариации, учащимся легче преодолеть нередкую у них ограниченность восприятия художественного текста, когда большее внимание уделяется не автору, а фабуле и действующим лицам. Некоторые школьники пробуют свои силы в литературном творчестве; для них вхождение в творческую лабораторию писателя послужит наглядным уроком вдумчивого изучения жизни, природы, человека, серьезной работы над образами, композицией, словом. Очень полезно для них знакомство с первыми замыслами, набросками, фотокопиями черновых и беловых рукописей, в которых сохранились зачеркивания, вставки на полях, рисунки, графика со следами волнений, раздумий, порой мучительных поисков наиболее совершенной формы образного изображения жизни. Разные аспекты работы над изучением творческой истории художественного произведения
Добролюбова о романе «Накануне» или отзывы друзей Л.Толстого на замысел «Войны и мира»). Эти примеры не рассматриваются как обязательные. Учителю предстоит самостоятельно решить (в зависимости от состава учащихся, от степени их литературной подготовки), как, где, в какой форме использовать материал, что сделать объектом особого внимания. Главное – заинтересовать учащихся личностью писателя. Введение в школьное изучение хотя бы элементов творческой истории художественного произведения расширит и углубит знания фактического материала, научит содержательному комментированию и анализу художественного текста, вниманию к динамике его создания великими писателями. Список литературы.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены