РАЗРАБОТКИ
|
Обучение обобщённому способу решения задач через изменение сюжетных ситуацийКустова Ольга Аркадьевна Важным аспектом обучения математике является решение задач. Многократное решение однотипных задач в школе и дома не способствует продвижению ни в общем развитии учащихся, ни в овладении умением решать задачи. В настоящее время значение этой темы всё так же велико. Уровень разумности при решении задач очень низок, потому что нет понимания той ситуации, которая описана в условии задачи. Обучение решению задач необходимо начинать не с усвоения способа решения частных задач, а с усвоения общих принципов решения, обучение обобщённому способу решения задач. Учащиеся начальной школы часто легко решают простые задачи, но испытывают затруднения в графическом изображении, в краткой записи задачи. Учащиеся должны описать математическим языком приведённую в условии задачи ситуацию. Сделать это они смогут в том случае, если сумеют выделить в ней основные элементы и понять их отношения. Наряду с развитием вычислительных навыков необходимо формировать умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, рассуждать. Для развития творческого потенциала каждого ученика я использую следующие приёмы работы над задачей:
Формирование умения решать задачи, в котором заключается умение анализировать текст задачи, выделять данные, переводить сюжет задачи на математический язык, устанавливать отношения между компонентами задачи, требует организации ряда условий. Одним из них является разработка заданий по формированию умения изменять сюжет задачи учащимися, так как новая ситуация делает задачу неузнаваемой. Отрабатываются умения изменять сюжет при сохранении (или изменении) типа математического отношения или структуры задачи. Учащиеся сравнивают задачи с одинаковым сюжетом, но с различным математическим содержанием, задачи с разным сюжетом, но с одинаковым математическим содержанием. Поскольку в задачах начального курса математические отношения представлены в виде определённых жизненных ситуаций, для их решения необходимо предложенную ситуацию проанализировать и осмыслить. С первых уроков учащимся предлагаю задания, которые требуют от них творческого участия, развивают ум, волю, чувства, духовные потребности и мотивы деятельности. Работа по формированию умения варьировать сюжетные тексты ведется целенаправленно и почти ежедневно. Обучение анализу задачи может проводиться на самых разных задачах. Важно научить детей выделять сюжеты и изменять на них задачи разных типов. Специфические особенности ситуации, описанной в задаче, должны выступать для учеников в качестве ориентировочной основы, определяющей путь решения задачи. Начинать работу по обучению решению задач обобщённым способом необходимо с первого класса. Умение анализировать любую задачу необходимо для дальнейшего обучения в школе при решении задач не только по математике, но и по химии, физике. Если пропустить этап анализа простой задачи, учащиеся не смогут анализировать сложные задачи, а будут сразу подбирать и выполнять вычислительные операции. При анализе задачи у учащихся формируются следующие умения:
При анализе текста формируется обобщённый смысл, понимание ситуации, отрабатывается математическая терминология, условные знаки и обозначения. Уровень развития речи и чтения в первом классе низкий, поэтому речевая деятельность должна быть в центре внимания. Проговаривание вслух очень важно в процессе усвоения математической терминологии. На первом этапе полезно одному ученику говорить вслух, а остальным проговаривать шёпотом. Всех детей надо активно вовлекать в работу, создавая ситуацию успеха. При составлении задач, при изменении сюжета задачи сначала учащимся очень трудно оторваться от одного сюжета, им легче составлять задачи по аналогии. Можно начать с составления задачи по одному выражению с сохранением или изменением ситуации на объединение, изменение и сравнение. Эта работа даёт положительные результаты, за сюжетом учащиеся видят математический смысл задачи. Они не говорят больше, что дома не такая задача, как была в классной работе, потому что дома про яблоки, а в классе про цыплят. При решении они выделяют основные элементы и стараются понять их отношения. А понимание заданной системы отношений и перевод их на язык арифметических действий – это и есть умение решать задачи. Литература:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены