РАЗРАБОТКИ
|
Педагогическая статья "Речь логопеда, как образец"Автор: Огромное значение на развитие речи детей оказывает речь взрослых, которые его окружают каждый день: родители, воспитатели и логопед. Поэтому логопед и воспитатели должны быть образцом, вследствии этого к речи взрослых предъявляются следующие требования. Речь взрослого должна быть размеренной и неторопливой. Спокойный, немного замедленный темп речи взрослого помогает более полному пониманию её детьми. Выразительность и эмоциональность речи достигается за счёт повышения и понижения голоса в определенных местах, к которым необходимо обратить внимание ребенка. Достаточно ясно должны различаться вопросительные и повествовательные, восклицательные и побудительные предложения. Подражая речи взрослого, дети учатся интонационно окрашивать свою речь, ставить паузы, логические ударения. По своему смыслу речь логопеда должна быть простой и понятной для детей. Самое главное, чтобы в речи логопеда были слова, которые должны быть усвоены детьми на данном занятии. Одновременно с этим речь взрослого не должна быть упрощённой: в неё необходимо включать речевой материал, который находится в зоне ближайшего развития ребёнка. У ребёнка должно быть наличие слов и словосочетаний в пассивной речи, но отсутствие их в активной. Ещё один из важных моментов то, как логопед доносит до детей речевой образец. Очень часто можно видеть, что в процессе занятия нет взаимосвязи между речью логопеда и ребёнка. Логопед думает, что дети его слышат и постепенно усваивают преподнесённый материал. Но это далеко не так! Детей надо специально учить пользоваться данным речевым образцом. Для этого необходимо посмотреть, как дети отвечают на вопросы взрослого: пользуются ли словами из речевого образца и научить детей применять в активной речи новые слова. Коррекция проводится так: логопед обращает внимание детей к содержательной стороне своей речи и интонационно выделяет те слова, которые надо запомнить. Затем, когда дети отвечают на вопросы, логопед помогают вспомнить им эти слова. Например, логопед даёт характеристику шерсти собаки следующими словами белая, блестящая, кудрявая. На вопрос: «какая шерсть у собаки?» - дети чаще всего используют слово из образца – белая. Слова блестящая и кудрявая не слышат как бы дети. Но если обратить на низ внимание, то ребята используют их в своих ответах. Это можно сделать следующим образом: «Ребята, послушайте, как я говорю о шерсти, и запомните, какая она. (Слово какая выделяем интонационно.) Шесть белая, блестящая и кудрявая. (Показываем завитки соответствующими движениями.) Кудрявая шерсть. Кто запомнил какая шерсть?» Можно дать детям потрогать завитки и снова повторить: «Вот какая кудрявая шерсть у собачки!» Таким же образом можно привлечь внимание детей к слову блестящая. Обратить внимание детей на конкретные слова можно и по-разному. Ознакомление детей с кошкой проводится раньше, чем с собакой. Поэтому на занятии логопед просит детей: «Припомните, какая была шерстка у кошки», «Что мы о ней говорили?» Когда дети вспоминают и называют признаки шерстки у кошки, логопед спрашивает: «Можно ли этими словами описать шерсть собачки?» В нашем случае слово пушистая не подходит. Вспоминанию необходимых слов и словосочетаний помогает поглаживание потому, что оно повторяет ситуацию, в которой появились новые слова. Такая модель поведения помогает ребёнку использовать нужные слова и ускоряет их припоминание. Говоря о требованиях к речи логопеда, необходимо помнить, что они должны соблюдаться не только на занятиях, но и в других режимных моментах. Но бывают ситуации, что логопед контролирует свою речь только на занятии, и даже более того в той части, когда идёт процесс обучения, и детям взрослый предъявляет образец построения ответа или пересказа. В другое время, особенно делая детям замечания, речь логопеда изменяется по темпу и содержанию. И последнее требование к речи взрослого заключается в её дозировке. Очень жаль, что достаточно часто в группах для детей с общим недоразвитием речи логопед говорит слишком много, а дети, наоборот очень мало. Степень речевого участия логопеда определяется периодом обучения. В начале обучения, пока активность детей ещё очень мала, логопед говорит больше, чем дети. Но в процессе периода обучения речь детей становится более активной, и соответственно речь логопеда должна претерпевать изменения.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены