РАЗРАБОТКИ
|
Эффективные решения в организации учебно-воспитательного процессаЗолаева А.Э. На современном этапе развития школы педагогические коллективы призваны решать не только стратегические, общие цели образования, но и, стремясь обрести индивидуальность, с учётом специфики и возможностей своего образовательного учреждения, внутренние задачи. И одной из таких насущных задач является повышение эффективности и качества образовательной среды, в которой осуществляется воспитание, развитие и обучение конкретного коллектива обучаемых. Изменение экономической и социальной ситуации заставляет учебные учреждения искать и апробировать новые механизмы в управлении качеством образования. Повысилась значимость внешней оценки, что вызывает необходимость формирования имиджа школы в социуме. Возрастает роль самооценки учителя в своей профессиональной деятельности. Актуализируются вопросы разработки внутришкольных систем оценки качества образования. В последние годы развернулись активные дискуссии об оценке эффективности системы образования. Одним из перспективных направлений совершенствования образовательной деятельности является установление четкой и понятной взаимосвязи между результатами этой деятельности и затратами на их достижение. Имея многолетний опыт работы (25 лет) зам. директором по учебно-воспитательной работе с уверенностью могу сказать ,что современная школа сегодня – это активно развивающийся социальный институт, в котором учебно-воспитательный процесс настолько интенсифицирован, что требует от школьников значительных физических и психических усилий. Развитие школы на основе инноваций представляет собой сложный и длительный процесс, конструирование которого неизбежно приобретает стратегический характер и требует разработки соответствующей стратегии управления. Выбор инновационной стратегии — одна из важнейших проблем управления современной школой. Результаты многочисленных исследований подтверждают, что стратегии нововведений, выбираемые организацией, лежат в основе успеха ее деятельности. Что включает в себя понятие «эффективного образования»? Можно ли добиться роста эффективности и качества образования избавившись от нерачительного использования ресурсов, затрат на ненужную и непроизводительную деятельность, издержек вследствие ошибочной или плохо продуманной стратегии? В первую очередь решение этих вопросов зависит от умения руководителей школы и преподавателей творчески использовать новейшие достижения науки и передового опыта, от взаимоотношений в коллективе, от активности педагогов и учащихся в учебной и воспитательной работе. Внедрение изменений – нелегкая задача, которую приходится решать нам в современных условиях. Без изменений плохо. Нет движения – школа не развивается. А в новых экономических условиях это означает, что школа теряет ученика и авторитет в местном сообществе. Как не пропасть в этих условиях неопределенности? Управление школой в современных условиях – сложный процесс, слагаемыми которого являются правильный выбор целей и задач, изучение и глубокий анализ достигнутого уровня учебно-воспитательной работы, система рационального планирования, организация деятельности ученического и педагогического коллективов, выбор оптимальных путей для повышения уровня обучения и воспитания, эффективный контроль. Образовательная программа школы и учебный план школы предусматривают выполнение государственной функции школы - обеспечение базового общего среднего образования, развитие ребенка в процессе обучения. Главным успехом для достижения этих целей является включение каждого ребенка на каждом учебном занятии в деятельность с учетом его возможностей и способностей. Главная ценность нашей школы – это личность ребёнка, её развитие и реализация. С самого первого дня появления ребёнка в школе педагоги стремятся к тому, чтобы каждый ощущал себя комфортно и свободно, не боялся проявить характер, в полной мере раскрывая свои способности и личностные качества. Важнейшей составляющей в работе завуча – планирование т.е. грамотно спланировать свою работу и деятельность всей школы: чтобы каждый день уроки проходили по расписанию, учащиеся получали знания в соответствии с программами, чтобы родители знали об успехах и недостатках своих детей, чтобы после уроков дети получали мотивацию продолжить учебно-воспитательный процесс после уроков и желание завтра снова прийти в школу. Руководители, которые быстро разочаровываются и опускают руки, не создадут никогда модель эффективной школы. Решительных вдохновляет сознание, что множество таких же, как и они, руководителей сталкивались с теми же проблемами, порожденными средой, организацией и человеком, но боролись и победили. Для того чтобы школа устойчиво, динамично и эффективно развивалась, необходимы постоянные организационные изменения и движение вперед. Главной заботой завуча должно стать создание современной методической службы, определенной системы, обеспечивающей повышение квалификации учителей и воспитателей. Именно она формирует новый тип учителя, работает на развитие школы, ее завтрашний день. Важно в этой системе активно задействовать знающих, профессиональных, творческих учителей, привить вкус к чтению специальной литературы, к научным подходам и мотивам своей педагогической деятельности. Учителям необходимо плодотворное общение с коллегами и учащимися, выполнение разных ролей в различных делах. Формы методической работы завуча разнообразны. Это традиционные (курсы, лекции, семинары и т.д.) и нестандартные проблемно-деятельностные занятия (тренинги, ролевые игры и т. д.) Большую помощь приносят методические планерки и консультации. Важный блок работы завуча - это работа с молодыми специалистами. В работе завуча обязательной является работа по преемственности. Большое внимание уделяется созданию банка инновационных идей и вариативных технологий. В течение многих лет коллектив нашей школы работал над проблемой дифференциации обучения. Проводимая опытно-экспериментальная работа позволила доказать эффективность применения элементов уровневой дифференциации как средств повышения качества обучения и учебной мотивации учащихся. Педагоги школы не только теоретически изучили технологию уровневой дифференциации, но принимали участие в микроисследованиях, разрабатывали разноуровневые задания по предметам учебного плана школы, осуществляли процесс обучения в условиях уровневой дифференциации, анализировали динамику уровней усвоения учебного материала. Учителям приходилось педагогически мыслить, находить в теории обучения идеи и выводы, адекватные логике рассматриваемого явления, соотносить полученные результаты с заданными параметрами исследования. Поставленные перед коллективом задачи решались через совершенствование методики проведения уроков, индивидуальной и групповой работы со слабоуспевающими и одаренными учащимися, коррекцию знаний учащихся на основе диагностической деятельности учителя, повышение мотивации к обучению учащихся, а так же ознакомление учителей с новой педагогической и методической литературой. Именно активное внедрение ИКТ в учебную, педагогическую, обслуживающую и управленческую деятельность школы позволили создать единую образовательную информационную среду, направленную на повышение качества и доступности образования и успешную социализацию учащихся. Следует заметить, что данные технологии являются новым, довольно сложным объектом для изучения и одновременно служат удобным инструментом, методом и средством обучения, так как они не заменяют традиционные формы и методы обучения, а дополняют их и расширяют возможности их реализации. Успех внедрения любой инновации в образовательный процесс (я думаю, Вы с этим согласны) зависит от уровня научно-методического, материально-технического обеспечения и уровня профессиональной подготовки педагогов. Таким образом, удалось решить не только проблемы повышения качества обучения и учебной мотивации учащихся, но и повысить уровень профессионализма учителей. При реализации программы ОЭР мы столкнулись с множеством проблем на своем пути со стороны учителей, родителей, учащихся. Но стойко их преодолели. Для того чтобы достичь намеченной цели, обучение и воспитание должно быть организовано. Иными словами обучению и воспитанию необходимо придать форму управляемого процесса, в котором будет надлежащим образом соединено взаимодействие учителей и учеников (воспитателей и воспитанников). Такой процесс называется учебно-воспитательным или педагогическим. Современному завучу следует отказаться от методов администрирования. Главное – создать атмосферу доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества, чтобы не только ученику, но и учителю хотелось идти в школу, создавать ситуацию успеха как для детей, так и для учителей, предупреждать возможные ошибки. Заповеди завуча:
Изображение сайта pixabay.com
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены