РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Планирование изучения учебного материала по химии в 8 классе по интегральной технологии

Автор: Старцева Анна Викторовна

Анализ большого массива литературы показывает, что значительная часть результативных исследований в области образовательной технологии в настоящее время концентрируется вокруг четырех генеральных идей:

  • укрупнение дидактических единиц;
  • планирование результатов обучения;
  • психологизация образовательного процесса;
  • освоение новых информационно-коммуникационных технологий (компьютер рассматривается прежде всего как средство усиления интеллекта обучаемых, их развития). Конкретные образовательные технологии, объединяющие результаты, полученные в этих направлениях, в единое целое, называют интегральными. Именно эти технологии призваны помочь реализовать задачи, стоящие перед российским образованием: формирование компетентностей учащихся, создание современной информационной среды образования, здоровьесбережение.

Рассмотрим вариант планирования по интегральной технологии изучения темы "Строение вещества"

Тема: «Строение вещества» (12 часов)

Блок 1 «Строение атома»

Уроки 1, 2. Вводное повторение. Изучение нового материала (основной объем)

Вопросы для повторения

  • Что изучает химия?
  • Что такое вещество? Приведите примеры веществ.
  • На какие группы можно разделить вещества? Приведите примеры.
  • Чем отличаются простые вещества от сложных?
  • Из каких частиц состоят вещества?
  • Что такое атом?
  • Что называют химическим элементом?

Диагностическая работа №1

Изучаемые вопросы:

  • история развития представлений о строении атома
  • современные представления о строении атома
  • строение электронных оболочек атомов
  • положение химического элемента в Периодической системе Д.И. Менделеева и строение атома

Методы: рассказ, беседа, демонстрация таблиц и моделей.

Урок 3 Тренинг-минимум

Теоретическая часть – работа учащихся в парах постоянного состава с последующим контролем

Вопросы:

  • Что такое атом?
  • Каковы современные представления о строении атома?
  • Как определить состав атома химического элемента?
  • Как определить число энергетических уровней в электронной оболочке атома?

Практическая часть:

  1. Определите число протонов, электронов, нейтронов в атоме химического элемента с порядковым номером: а) 13, б) 25, в) 17.
  2. Изобразите схемы строения атомов следующих химических элементов: алюминия, углерода, хлора.
  3. Дайте характеристику химического элемента лития по следующему плану:
  • Положение в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева (порядковый номер, номер периода, номер группы, подгруппа)
  • Относительная атомная масса
  • Состав атома
  • Строение электронной оболочки атома 

(Задания аналогичные 1-3 даются для самостоятельной работы учащихся с последующим взаимоконтролем)

Урок 4 Изучение нового материала (дополнительный объем). Тема: «Частицы в атоме»

Изучаемые вопросы

  • Протоны в атоме
  • Нейтроны в атоме. Изотопы
  • Электроны в атоме. Ионы
  • Понятие о химическом элементе
  • Электронная формула атома

Методы: рассказ, беседа, демонстрация таблиц и моделей.

Урок 5. Развивающее дифференцированное закрепление

Формы и методы работы: самостоятельная и групповая работа, работа с учебником, моделями атомов и др.

Задания

1 уровень

1. Определите положение химического элемента №31 в Периодической системе, состав его атома.
2. Определите состав и строение атома химического элемента №18
3. Определите положение химического элемента №17 в Периодической системе, состав его атома. Изобразите схему строения атома этого элемента
4. Допишите предложение: «Ионами называются … частицы, в которые превращаются … в результате отдачи или присоединения …»

Задание среза

5. Каков состав атома химического элемента №16. Определите его положение в Периодической системе Д.И. Менделеева. Изобразите схему строения атома данного элемента. Во что превратится атом этого химического элемента, если присоединит 2 электрона.

2 уровень

6. Определите число нейтронов в атомах 35Cl и 37Cl.
7. Напишите электронную формулу атома химического элемента №11. К каким элементам он относится (металлическим или неметаллическим)? Составьте схему образования иона этого химического элемента.
Задание среза
8. Определите состав ядер атомов 44Са и 46Са. Составьте схемы строения ионов элементов №8 и №19. Изобразите электронную формулу атома химического элемента №9. К каким элементам – металлическим или неметаллическим - он относится?

3 уровень

9. По электронной формуле 1s22s22p63s23p4 определите положение химического элемента в Периодической системе, укажите его принадлежность к металлическим или неметаллическим. Составьте электронные формулы положительно и отрицательно заряженных ионов этого элемента.

Блок 2 «Химическая связь»

Урок 6 Вводное повторение. Изучение нового материала (основной объем)

Задания:

  1. Изобразите схемы строения атомов химических элементов с порядковыми номерами 7, 8, 11, 15, 20. Определите их принадлежность к металлическим или неметаллическим.
  2. Атомы каких химических элементов могут образовывать соединения?
  3. Во что превратиться атом химического элемента №17, если он приобретет 1 электрон?

Диагностическая работа №2

Изучение нового материала

Изучаемые вопросы

  • Ковалентная связь
  • Ионная связь
  • Металлическая связь

Методы: рассказ, беседа, демонстрация таблиц и моделей.

Урок 7 Тренинг-минимум

Теоретическая часть – работа в парах постоянного состава с последующей фронтальной беседой

Вопросы

  • Что называется химической связью? Назовите виды химической связи.
  • Какие частицы атома участвуют в образовании химической связи?
  • Какое свойство атомов лежит в основе деления химической связи на виды?
  • Что такое электроотрицательность?

Практическая часть – беседа с пошаговым контролем, комментированием.

Задания

  1. Определите вид связи между частицами в веществах по их формуле: S2, N2, F2, NH3, Ca3P2, Al, Mg.
  2. Составьте схемы образования связи между частицами, в перечисленных выше веществах.

Урок 8. Изучение нового материала (дополнительный объем). Тема: «Соотношение между различными видами химической связи»

Диагностическая работа №3

Задания
1. Заполните таблицу

Вид химической связи ОЭО  Между какими частицами устанавливается связь Схема образования Способ образования
Ковалентная неполярная        
Ковалентная полярная        
Ионная        
Металлическая        


2. Определите черты сходства и различия разных видов связи.
3. Какова природа химической связи?
4. В молекулах какого вещества полярность связи наибольшая: сероводород, хлор, метан, фосфин, хлороводород? Дайте обоснованный ответ.
5. В каком соединении наиболее выражен ионный характер связи: NaCl, LiCl, KCl, HCl? Ответ обоснуйте.

Урок 9 Развивающее дифференцированное закрепление

1 уровень

1. По формулам определите вид химической связи в веществах; составьте схемы образования связи: NaCl, H2S, F2, Al

2 уровень

2. Выберите пары химических элементов, между атомами которых может образоваться неполярная ковалентная связь: H и I, Ca и I, H и H; I и I, H и S, Na и I; Ca и O, H и O, O и O.
3. Составьте схемы образования веществ с ионной и ковалентной полярной связью из атомов элементов выше предложенных пар

3 уровень

4. Укажите порядковые номера химических элементов, между которыми может образовываться: а) ионная связь, б) ковалентная неполярная связь, в) ковалентная полярная связь. Составьте схемы образования веществ (по одному примеру для каждого случая).
5. Укажите порядковые номера химических элементов третьего периода, с которыми химический элемент № 16 образует связи а) ионную, б) ковалентную неполярную, в) ковалентную полярную. Приведите по одной формуле веществ для каждого случая и составьте схемы их образования.

Урок 10. Обобщающее повторение

Урок 11. Контрольная работа

Урок 12. Коррекция знаний и умений учащихся

Для того, чтобы достигнут максимально высокого материала, планирование должно быть доступно для учащихся. В таком случае они могут планировать свою деятельность при подготовке к урокам

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены