РАЗРАБОТКИ
|
Формирование основ экологической культуры средствами математикиАвтор: Пухова Елена Ивановна Математика - один из предметов, который на первый взгляд недостаточно связан с экологией, а между тем у них много общего. В рамках стандартов второго поколения в учебно-воспитательном процессе школы основы экологической культуры можно формировать и средствами математики. Решение этих задач заставляет учащихся задуматься о проблемах экологии и не допускать в будущем ошибок, связанных с опрометчивым натиском на природу. Математика создает условия для развития умения давать количественную оценку состояния природных объектов и явлений, положительных и отрицательных последствий деятельности человека в природном и социальном окружении. экологического образования и воспитания на уроках математике занимаюсь в течение нескольких лет. За это время мною накоплено и систематизировано немало дидактического и наглядного материала, который заставляет детей задуматься, сопереживать, помогает осознать ценность окружающего мира. В соответствии с экологическими проблемами содержание текстовых задач можно разделить на три вида: охрана природной среды от загрязнения, разрушения, истощения; защита и сохранение видового многообразия живых организмов и мест их обитания; забота о сохранении и укреплении здоровья людей. Ребенок по своей природе пытливый исследователь и открыватель мира. Перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, если правильно вести работу по воспитанию экологической культуры. Например, ни для кого не секрет, что бумагу делают из древесины, а для изготовления учебников и тетрадей требуется много бумаги. Изучая тему «Площади и объемы», в задаче требуется найти объем учебника, объем одного листа учебника, а домашнее задание: выяснить, сколько древесины требуется для изготовления 1 кг бумаги, сколько деревьев для этого надо срубить, сколько лет растет дерево? В итоге остается выяснить, сколько новых деревьев надо посадить в конце учебного года, чтобы вернуть земле деревья, использованные для изготовления школьных пособий? Таким образом, в процессе исследовательской работы рождается проект «Расход леса на изготовление учебников по математике для учащихся 5 класса» С проблемами по защите и сохранению видового многообразия живых организмов учащимся предлагаю задачи, содержание которых связано с нашим родным краем, с видами животных, занесенных в Красную книгу Саратовской области. Например, исследовательская работа по теме «Грызуны - польза или вред» предшествовала уроку по теме «Решение задач с помощью уравнений», на котором все задачи были связаны с грызунами и их ролью в природе. В результате приходим к выводу: все животные и растения важны, так как каждый вид является составной частью природного биологического цикла, от которого зависит вся жизнь на Земле. Решение проблемы о сохранении и укреплении здоровья людей, прежде всего надо начинать с атмосферы доброжелательности на уроках, соблюдение личной гигиены, проведение физминуток для снятия утомляемости школьников. В 5 классе после изучения темы «Проценты», ученики выполнили исследовательскую работу по теме «Проценты в нас – здоровый образ жизни». В своей работе они провели опрос среди пятиклассников, выяснили, сколько процентов опрошенных полноценно питаются (т.е. первым, вторым и третьим), сколько выбирают только второе, сколько процентов опрошенных фруктам и овощам предпочитают чипсы и бутерброды. Узнали, к каким заболеваниям ведет неправильное питание. Уточнили нормы потребления белков, жиров и углеводов подростков, показав тем самым связь математики со здоровым образом жизни. В своей деятельности использую следующие приемы, способы и формы вовлечения детей в активную деятельность:
Математика, как и любой другой предмет, имеет большие возможности для интеграции её с экологией. Это и жизнь животных, и растения, роль лесных массивов и вред загрязнения природы. Все это в доступной для детей форме, с учетом их возрастных особенностей включаю на разных этапах урока математики. Приведенные примеры показывают, как средствами математики можно организовать работу по экологическому образованию. Таким образом, в ходе выполнения этих заданий учащиеся получают дополнительные сведения о состоянии природы родного края, значении животных и растений в природе и жизни человека. Все это соответствует требованиям к планируемым результатам в рамках ФГОС. Одним специалистам в области естественнонаучных дисциплин с задачами экологического образования не справиться. Это слишком серьёзная проблема. Она - касается каждого! А потому мы все сообща (несмотря на предмет, который преподаём) должны формировать в подрастающем поколении устойчивое желание и умение жить так, чтобы сохранить нашу Землю для настоящих и будущих поколений. Путей здесь много... Главное - результат!
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены