РАЗРАБОТКИ
|
Профилактика подростковой наркомании при изучении биологииАвтор: Кизеева Эльвира Сергеевна Проблема подростковой наркомании в России возникла в середине 80– х годов XX века и является одной из наиболее острых проблем современного российского общества. На основании всего вышесказанного можно сделать вывод, что добиться сколько – нибудь заметных результатов в решении проблемы наркомании невозможно без организации адекватной профилактической работы. Первичная профилактика в наркологии располагает , по сути дела, двумя основными методами – системой запретов и наказаний и санитарным просвещением. Но существует точка зрения, что запреты, наложенные на наркотики, только стимулируют злоупотребление ими, становясь формой протеста. Ряд исследователей утверждают, что антинаркотическая пропаганда способна пробудить у детей и подростков нездоровый интерес к наркотикам, и тем самым спровоцировать начало их употребления. Основной акцент должен ставиться на меры первичной профилактики, направленной на поддержание и развитие условий, способствующих сохранению физического, личностного и социального здоровья. Как известно, большая часть наркоманов в России – несовершеннолетние. Поэтому одним из наиболее перспективных путей решения проблемы подростковой наркомании является профилактика с помощью формирования и развития знаний у учащихся о негативном влиянии употребления наркотических веществ на здоровье человека. Очевидно, что главную роль в решении этих проблем отводится учителям, а конкретнее – учителям биологии, т.к. именно при изучении этой дисциплины возможно раскрытие всех сторон негативного влияния наркотиков на организм человека и разработка на этой основе программ первичной профилактики наркозависимости. Такой подход можно реализовать при изучении раздела "Общая биология", при условии включения в него материала о негативном действии наркотических веществ на жизнедеятельность клеток, на развитие организма, на поведение и жизнь человека. Например, при изучении темы "Химический состав клетки", одной из воспитательных задач является формирование у учащихся антинаркотических убеждений. В конце урока учитель сообщает ребятам: " Клетками человека выделяются особые органические вещества, эндорфины и энкефалины, которые регулируют нервные процессы. Их количество в организме не велико, и при выходе из "депо" они быстро разрушаются специальными ферментами. К этим веществам, без которых организм не может нормально функционировать, по химическому составу очень близки наркотические вещества. Наркотики "подделываются" под выработанные организмом соединения и проникают под оболочки тех нервных клеток, возбуждение которых вызывает у человека состояние блаженства. Когда наркотики вводят извне, организм, стремясь сохранить постоянным свой внутренний состав, прекращает производство собственных наркотических продуктов до тех пор, пока их аналоги, введенные в составе наркотического средства, не будут выведены из организма. Если же введение наркотических средств извне становится регулярным, внутреннее производство подобных веществ постепенно подавляется, иногда полностью. Организм воспринимает это как острое ( а затем и хроническое ) голодание, т.е. испытывает дефицит определенных нейрогормональных компонентов, необходимых для нормального функционирования. Таким образом, наркотики (каждый препарат по – своему) начинают выполнять функции, которые раньше обеспечивались веществами, производящимися самим организмом. При первых приемах наркотических веществ они довольно долго остаются в организме, но при повторных приемах активизируются ферменты, разрушающие эти наркотики. Поэтому для получения желаемого эффекта приходится повышать дозы. Таким образом развивается заболевание, которое проявляется влечением к постоянному приему в возрастающих количествах наркотических средств вследствие стойкой психической и физической зависимости от них. Наркотики изменяют нормальный химический состав клетки, что приводит к нарушению работы клетки в целом. Так, например, при употреблении наркотических веществ изменяется проницаемость клеточных стенок для ионов кальция…" При изучении темы "Индивидуальное развитие организма" можно поставить следующие воспитательные задачи: сформировать у учащихся убеждение о необходимости вести здоровый образ жизни; сформировать представление о асоциальности и аморальности употребления наркотиков. После того , как учитель расскажет о влиянии различных факторов на развитие зародыша ( особое внимание уделяя химическим факторам, вызывающим мутации - алкоголь, никотин, наркотики), слово предоставляется ученику, подготовившему мультимедийную презентацию на тему "Влияние наркотических веществ на развитие зародыша и плода". Необходимо отметить , что очень часто мать вследствие своего неправильного образа жизни подвергает будущего ребенка опасности. Злоупотребление такими веществами как алкоголь, никотин, наркотики приводит порой к неповторимым последствиям для ребенка. Также необходимо указать, что последствия воздействия наркотика на плод зависят от стадии эмбрионального развития. Особый вред наркотики оказывают на развитие будущего человека на ранних стадиях развития ( особенно в первые 8 недель беременности), когда происходит закладка всех систем органов зародыша. Употребление наркотических веществ в этот период приводит к тяжелым порокам развития, врожденным дефектам и самопроизвольным абортам. Во второй половине беременности системы органов зародыша развиваются и растут. Воздействие наркотиков в этот период вызывает уродства, функциональные дефекты, замедление внутриутробного роста и преждевременные роды. Далее дается материал о влиянии разных наркотиков на развитие плода, который учащиеся записывают в заранее расчерченную таблицу. При изучении темы "Вирусы" желательно раскрыть негативное значение некоторых вирусов, как возбудителей опасных заболеваний ( СПИДа, гепатита). Отметить, что большая часть больных СПИДом – наркоманы, они же являются его главными распространителями. Прием наркотических веществ сам по себе негативно отражается на иммунной системе, т.к. отрицательно влияет на лимфатическую систему и красный костный мозг. Кроме того, часто наркоманы в группе используют для введения наркотика один шприц, грязные иглы, никогда не обрабатывают место инъекции антисептиком. Все это приводит к проникновению в кровь болезнетворных бактерий и вирусов. Главную опасность здесь представляет смертельно опасные и неизлечимые заболевания СПИД , гепатиты В и С. ВИЧ – инфекция попадает на благоприятную почву, СПИД довершает разрушение иммунной системы… Как показывает практика, для успешного внедрения материала антинаркотической направленности , необходимо провести предварительное и заключительное анкетирование учащихся, целью которого является выявление уровня наркологических знаний и антинаркотических убеждений . Многие не имеют четкого представления о вреде наркотических веществ на здоровье человека. В процессе обучения слабо формируются антинаркотические убеждения, что доказывается неуклонным ростом числа подростков – наркоманов в нашей стране. На наш взгляд, данную проблему можно затронуть на одном из заседаний биологического кружка, проведя дискуссию на тему " Наркомания и ее последствия ", цель которой обобщить, расширить и углубить знания о наркомании как болезни, ее последствиях для человека и общества в целом, продолжить формирование наркологических знаний и антинаркотических убеждений. Следует отметить, что наркоман быстро теряет социальное положение. Он становится равнодушен к общественным делам. Его ничто не интересует. Все и все уходят на задний план. Приобретение и употребление дурманящих веществ становится смыслом его жизни. И еще одна особенность : наркоманы стремятся приобщить к своему увлечению других. Наркоманы теряют интерес к учебе, работе. Они не возвращают обществу затраченные на его воспитание и образование средства, не участвуют в производстве. Медицинское его обслуживание и лечение дорого и малоэффективно. В среде наркоманов нередки попытки к самоубийству, главным образом путем сознательной передозировки наркотиков. Так что последствия одурманивания трагичны как для отдельного человека, так и для общества в целом. В заключение необходимо отметить , что запретить или уничтожить наркотики невозможно, они были, есть и будут, но сформировать у подростка устойчивые антинаркотические убеждения – вполне реальная задача. Для этого учителям рекомендуется правдиво излагать факты о негативном влиянии наркотических веществ на организм человека и систематически включать дополнительный материал антинаркотической направленности в программу обучения.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены