РАЗРАБОТКИ
|
Опыт сотрудничества учителя-логопеда и педагога-психолога "Один в поле не воин"Авторы: Детский сад – это начальное звено в системе образования, на которое возложено множество серьезных задач. Благодаря их выполнению, ребенок получает ценный опыт социализации в детском коллективе, имеет возможность всесторонне развиваться и в дальнейшем легче адаптируется к роли школьника. Для достижения этих непростых задач необходим комплексный образовательный подход и тесное взаимодействие между собой всех участников учебно-воспитательного процесса. В данной статье мы хотим акцентировать внимание, прежде всего, на необходимости выстраивания эффективного сотрудничества учителя-логопеда и педагога-психолога в дошкольном учреждении. Такой подход, на наш взгляд, является залогом эффективной коррекционно-развивающей деятельности, которая в последние годы в системе дошкольного образования становится все более значимой и востребованной. В статье мы обобщили опыт профессионального сотрудничества учителя-логопеда и педагога-психолога Негосударственного образовательного учреждения Детский Центр «Акварель» Кистановой Ю.А. и Танаковой А.Г. реализованный на базе данного центра в период с 2012 по 2015 год. А теперь более подробно рассмотрим то, каким образом было реализовано данное сотрудничество и те результаты, которые были получены в итоге проделанной нами работы. В знании сила Просветительская деятельность занимает значимое место, как в работе психолога, так и в работе логопеда. При этом объединение профессиональных умений и знаний этих специалистов может сделать данную работу более эффективной. Дело в том, что речь нельзя рассматривать как некую автономную функцию, не оказывающую влияния на другие зоны развития ребенка. Отклонения в речевом развитии могут повлечь за собой негативные проявления во всех сферах жизни ребенка, а именно - низкую познавательную активность, недостаточный запас знаний об окружающем мире, обеднённость содержания коммуникативной, игровой и творческой деятельности, поведенческие проблемы и др. К сожалению, педагоги и родители не всегда имеют достаточное представление о взаимосвязи речевых затруднений с другими психическими процессами и их первопричине. А потому часто не дооценивают всю серьезность имеющихся у ребенка проблем. Работая же в тесной связке, специалисты имеют гораздо больше возможностей более полно и целостно донести информацию до аудитории, сделав ее непосредственным участником коррекционно-развивающего процесса. Совместные тематические выступления в рамках родительских собраний и педагогических советов позволили нам добиться следующих результатов:
Учимся играя Эффективное выстраивание индивидуальных и групповых занятий с детьми невозможно без учета их возрастных и личностных особенностей. Одним из ключевых принципов здесь является учет ведущей деятельности дошкольника, которым является игра. Играя, дети этого возраста, познают мир, учатся общаться, приобретают новые умения и навыки. Именно поэтому наш цикл психолого-логопедических занятий пронизан атмосферой игры и творчества. Программа групповых занятий была реализована нами наряду с индивидуальными занятиями и диагностическими обследованиями (входная и итоговая диагностика). Занятия проводились в микрогруппах по 3-6 человек в период с октября по март месяц. Общее количество занятий – 36. Продолжительность каждого занятия – 35 мин. В ходе занятий нами активно использовались элементы песочной игровой терапии, различные коммуникативные игры, упражнения, направленные на релаксацию и расслабление, Также нами был учтен и принцип наглядности - активно использовался наглядный дидактический материал по логопедии (тематические буклеты, карточки, плакаты). Согласно полученным диагностическим данным, а также нашим наблюдениям и обратной связи от педагогов и родителей, результатами реализации данной программы можно считать:
Особенно хочется отметить важность использования песочных игр в ходе наших занятий. Этот необыкновенный природный материал притягивает к себе детей как магнит, даря им множество приятных ощущений от взаимодействия с ним. А набор миниатюрных игрушек позволяет педагогам увлечь детей в интересную песочную игру, в которую обязательно включены как логопедический, так и психологический коррекционный компонент. Занятия, проходившие с использованием элементов песочной терапии, вызывали наибольший эмоциональный отклик у детей. Именно поэтому нам хочет особо отметить этот метод как ценный коррекционно-развивающий ресурс. Вместе с мамой и папой Включенность родителей в процесс коррекционно-развивающей работы является важным фактором эффективности данной деятельности. При этом именно выстраивание конструктивного взаимодействия с родителями бывает наиболее проблематичным. Высокая профессиональная загруженность, возросшее в последние годы количество неполных семей, недостаточный уровень психологической и педагогической компетентности родителей – негативно отражаются на психологическом благополучии детей и снижают результативность учебно-воспитательной и коррекционно-развивающей работы. Помимо просветительской деятельности, мы тщательно планируем индивидуальную консультативную работу с родителями, так как она является важной составляющей успешной реализации данного направления. При этом психологическое сопровождение в силу вышеперечисленных трудностей имеет в данном случае особое значение. Проработка семейных психологических проблем, коррекция детско-родительских отношений, повышение уровня психологической компетентности родителей является важным базисом для выстраивания в дальнейшем эффективной коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими речевые затруднения. Организуя последовательное включение родителей в психологический контекст проработки, имеющихся у детей проблем, а затем и к коррекционно-развивающей работе, мы можем добиться следующих результатов:
Звучанием речи пронизаны все сферы нашей жизни. Речь является важнейшим инструментом самовыражения человека и его взаимодействия с другими людьми. Помогая ребенку преодолеть, имеющиеся у него речевые затруднения и используя при этом комплексный подход, мы стремимся не только к устранению его проблем в этой сфере, но и к гармоничному развитию его личности.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены