РАЗРАБОТКИ
|
Основы профессиональной самореабилитации учителя. Синдром “эмоционального выгорания”.Автор: Семигуллина Наталья Николаевна I. Понятие “феномен эмоционального выгорания”. В современных социально-экономических условиях проблема воздействия профессии на личность представляется весьма актуальной. Профессиональная деятельность в настоящее время становится все более интенсивной, человек находится в условиях постоянного стресса, что в свою очередь приводит к негативным последствиям, а именно к деформации самой личности. Термин “эмоциональное выгорание” был предложен американским психиатром Фрейденбергом в 1974 г.(“burn” – гореть, “burnout” -выгорать). Фрейденберг, работая в альтернативной службе медицинской помощи, описал наблюдаемый у себя и своих коллег феномен, который характеризовался истощением, потерей мотивации и ответственности. В нашей стране на эту проблему обратили внимание уже в середине 20-х годов, но по неизвестным причинам исследования этой проблемы не получили дальнейшего развития. Однако в последнее время данная проблема опять стала разрабатываться и отечественными психологами. Данному синдрому более подвержены представители профессий социального типа: врачи, социальные работники, учителя, чья деятельность связана с повседневным общением. В настоящее время существует единая точка зрения на сущность “эмоционального выгорания” и его структуру. Под “эмоциональным выгоранием” понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся у людей профессий эмоциональной сферы. Этот синдром включает в себя три основные составляющие:
В десятом пересмотре Международной классификации болезней синдром “эмоционального выгорания” описан под рубрикой Z73.0 как “Выгорание – состояние полного истощения”. Большинство исследователей рассматривают синдром “эмоционального выгорания” с позиций стресса. Основоположник учения о стрессе Г.Селье рассматривал его как “неспецифическую защитную реакцию организма в ответ на психотравмирующие факторы разного свойства”. При “эмоциональном выгорании” налицо все три фазы стресса:
Соответственно каждому этапу возникают признаки или симптомы нарастающего “эмоционального выгорания”.
Любой стресс, особенно вызванный бесплодными усилиями, оставляет после себя необратимые не только эмоциональные, но и химические изменения. Г.Селье выдвинул гипотезу о том, что старение – это итог всех стрессов, которым подвергается организм в течение своей жизни. Успешная деятельность, какой бы она не была, оставляет меньше последствий старения. Следовательно, человек может долго и счастливо жить, если выберет подходящую для себя работу и будет удачно с ней справляться. II.Факторы, способствующие возникновению синдрома “эмоционального выгорания”. Ряд исследователей выделяют два блока факторов, способствующих возникновению синдрома “эмоционального выгорания”:
Рассмотрим факторы первого блока.
А теперь рассмотрим личностные факторы. Ученые описывают “сгорающих” как сочувствующих, гуманных, мягких, идеалистов, ориентированных на людей, и – одновременно, неустойчивых, интровертированных; фанатичных; с пассивными тактиками сопротивления стрессу; с пониженной самооценкой; ведущих бурный темп жизни, преодолевающих трудности, имеющих сильную потребность держать все под контролем и т.д. III. Профессиональная самореабилитация педагога. Учительство рассматривается как наиболее подверженная стрессу профессия, и этот факт был отмечен многими отечественными и зарубежными исследователями труда учителя. Проблема изучения явления “эмоционального выгорания” у педагогов особенно актуальна в современной России. В нашей стране идет становления новой системы образования. Она ориентирована на вхождение в мировое образовательное пространство. Резко усиливается напряженность учительского труда т.к. необходимо ориентироваться в широком спектре современных образовательных технологий и идей. Педагогическая деятельность требует высокого оптимизма, хорошего настроения, внимательности, чуткости, справедливости. Педагог должен сохранять душевное равновесие при различных неблагоприятных условиях его жизни, быть спокойным и терпеливым. Говоря о труде учителя, трудно дать подробное описание процесса педагогической работы:
Анализ медицинских карт педагогов показал, какие болезненные симптомы встречаются у педагогов наиболее часто: раздражительность, вспыльчивость, легкая возбудимость, падение работоспособности, повышенная и быстрая умственная утомляемость, ослабление памяти и внимания, подавленное настроение, апатия, вялость, плаксивость, слезливость, бессонница, тревожные сновидения, резкое утомление. Причем наиболее часто встречаемыми симптомами являются раздражительность, повышенная возбудимость, общий депрессивный фон (особенно к концу учебного года), понижение работоспособности, быстрая умственная утомляемость, притупление интеллекта и расстройство сна. Таким образом, именно те качества, которые являются важными и существенными для педагогической профессии, нарушаются. В настоящее время депрессивный фон может быть объяснен отчасти недостаточным материальным положением, что доставляет много забот, заставляет гнаться за побочным заработком, и не дает возможность пополнить свое образование. Длительное накопление этого утомления вызывает стойкие изменения в организме, влекущие за собой те заболевания, которые являются характерными для профессии учителя. Ученые считают, что болезненные симптомы, перечисленные выше, это начальная стадия атеросклероза, которая носит характер неврозоподобных расстройств: появляется утомляемость, непереносимость громких звуков и яркого света, раздражительность и нарушение сна. Хотя профессиональные навыки сохраняются значительно долго, но больные уже с трудом воспринимают новые идеи и знания. Говоря другими словами, это проблема не только психологическая, но и медицинская. IV. Коррекционная программа по профилактике развития синдрома “эмоционального выгорания”. Для того чтобы предотвратить развитие синдрома “эмоционального выгорания” предлагается коррекционная программа, которая направлена на формирование и коррекцию способов эмоциональной регуляции педагогов. Как и любая другая коррекционная программа, она начинается с диагностики, которую обычно проводит психолог. Эта диагностика включает в себя исследование предрасположенности педагога к стрессу, определение уровня профессионального самосознания, определение уровня педагогической квалификации, анализ собственной деятельности и деятельности коллег. Предлагаю вам самостоятельно провести тест для определения уровня самооценки (по Ковалеву С.В., с изменениями) Инструкция по применению: Ответьте на вопросы теста, проставляя баллы в зависимости от выбранного Вами варианта ответа:
Сумма баллов:
А теперь перейдем к установочному блоку. Педагог должен знать о синдроме “эмоционального выгорания”, о том, чем он вызван, как развивается, чем опасен. Необходимо выработать у себя наиболее оптимальный стиль деятельности для сохранения психического здоровья, развивать функции, обеспечивающие эффективную педагогическую деятельность. Заповеди здоровья
Применение кинезиологических приемов в ситуации стресса. Г.Селье отмечал, что значение имеет не то, что с вами случится, а то, как вы это воспринимаете. Стресс иногда является необходимым явлением в жизни человека, так как он позволяет приспособиться к новым условиям, иногда оказывает положительное влияние на работоспособность и творчество. С другой стороны, стрессовое состояние является сигналом, оповещением, что следует остановиться, применить метод снятия напряжения и избавиться от негативных переживаний. Если сознание человека не может нейтрализовать негативные переживания, они переходят на подсознание, а затем на телесный уровень, провоцируя возникновение заболеваний. В стрессовой ситуации ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а ведомое полушарие блокируется. Ведущие органы (рука, ухо, глаз), которые контролируются ведущим полушарием, также берут на себя основную нагрузку в состоянии стресса. Происходит нарушение межполушарного взаимодействия, поэтому могут “отказать” ноги, руки и т.д. Для снятия стрессовых и невротических состояний необходимо восстановить межполушарное взаимодействие, гармонизировать работу мозга. 1. “Лобно-затылочная коррекция”. Одну ладонь положить на затылок, другую – на лоб. Закрыть глаза и подумать о любой негативной ситуации. Сделать глубокий вдох-выдох. Мысленно представьте ситуацию еще раз, но только в положительном аспекте, обдумайте и осознайте, как эту ситуацию можно разрешить. После появления своеобразной “пульсации” между затылочной и лобной части самокоррекция завершается глубоким вдохом-выдохом. 2. “Молния”. Провести рукой вдоль переднего срединного меридиана от нижней губы к лобковой кости, затем в обратном направлении (“расстегивая и застегивая молнию”). То же самое сзади. Заканчивать движением вверх. 3. “Уши”. Мягко расправьте и растяните руками внешний край каждого уха в направлении вверх - наружу от верхней части к мочке уха 5 раз. Помассируйте участок от сосцевидного отростка за ухом по направлению вниз к ключице – 5 раз. Упражнения для снятия эмоционального напряжения.
В заключение хочется сказать, что коррекция и профилактика синдрома “эмоционального выгорания” – это не только забота психологов, но также должны быть приняты меры по изменению режима психосанитарных, санитарно-гигиенических и бытовых условий педагога.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены