РАЗРАБОТКИ
|
Развитие мыслительной деятельности обучающихся на уроках математики по средствам создания проблемных ситуацийАвтор: Дорохина Елена Николаевна Главная задача каждого преподавателя сегодня - не только обеспечить прочное и осознанное усвоение знаний, умений и навыков, но и способствовать развитию способностей обучающихся, приобщению их к творческой деятельности. Развитие творческой активности обучающихся через создание проблемных ситуаций на уроке является моей основной исследовательской работой, о которой хотелось бы написать. Проблемное обучение – это «начальная школа» творческой деятельности. Актуальность создания проблемных ситуаций на уроке подтверждается тем, что данная методика эффективно помогает раскрыться обучающимся, используя свой творческий потенциал. Математика является основой для изучения всех предметов естественнонаучного цикла, и не только. По объёму практического применения математические знания несоизмеримы ни с какими другими видами знаний. Математика кроме количественной формы продуктивной деятельности, имеет ещё и духовное назначение – развитие мыслительной деятельности человека. «Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация. Мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-то понять» (С. Л. Рубинштейн, «Основы общей психологии гл.Χ, стр. 73). Поиски путей преодоления возникающих трудностей способствуют возникновению у обучающихся потребности в приобретении нужных знаний и умений, т. е. стимулируют его познавательную деятельность. Нельзя заставлять обучающихся слепо штудировать предмет в погоне за всеобщей успеваемостью. Преподаватель и обучающиеся совершенно равнодушны к изучаемому материалу там, где главной целью является высокая оценка. Такой подход к ведению предмета принято считать неправильным. Необходимо предоставить возможность экспериментировать и не бояться ошибок, выдвигать гипотезы и учиться их доказывать или опровергать, воспитывать у обучающихся смелость быть не согласными с преподавателем. По моему мнению предмет должен преподаваться в атмосфере дружелюбия, увлечённости, естественной реакции большинства обучающихся, а также взаимопонимания и сотрудничества. Важно в процессе обучения ставить перед обучающимися на уроках маленькие проблемы типа: « Что бы это значило?» - и стараться совместно с ними ответить на поставленный вопрос. Этот метод применяется в личной практике на протяжении многих лет и есть основания полагать, что он действенно помогает в усвоении изучаемого материала. Так как же создавать эти проблемные ситуации, какие требования необходимо при этом соблюдать?
Всё вышеизложенное проиллюстрируем на следующих примерах: Пример 1. В понимании обучающихся преподаватель – это человек, который знает всё и который не может ошибиться никогда, и они слепо копируют его решение. Можно начать с показа того, что преподаватель – обычный человек и может ошибиться. Например, решает сам на доске, а обучающиеся прилежно списывают. В конце необходимо спросить: «У всех такой же ответ получился? А, теперь найдите мою ошибку!». В результате почти все увлечённо решают самостоятельно данный пример и с восторгом находят ошибку преподавателя. Они решили проблему, решили увлечённо, самостоятельно. Более того, многократные тренировки такого рода заставляют обучающихся очень внимательно следить за мыслью и решением преподавателя и, естественно, за своими записями. Результат – внимательность и заинтересованность на уроках. Пример 2. На уроке геометрии ставится проблема. Даны две скрещивающиеся прямые: a и b. Построить такую плоскость , что бы прямая b принадлежала ей, а прямая а была параллельна данной плоскости. Такие проблемные ситуации можно создавать практически на каждом уроке математики и совместно с обучающимися успешно с ними справляться. Они могут возникать на различных этапах урока, но в любом случае ведут к активизации познавательной деятельности обучающихся и это сказывается на общих результатах обучения. Таким образом, создание проблемных ситуаций на уроках математики не только формирует ту систему математических знаний, умений и навыков, которая предусмотрена программой, но и самым естественным образом развивает у обучающихся творческую активность. Ситуация затруднения обучающегося в решении задач приводит к пониманию им недостаточности имеющихся у него знаний, что в свою очередь вызывает интерес к познанию и установку на приобретение новых.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены