РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Инновации в преподавании русского языка и литературы: опыт использования мультимедийных технологий в дистанционной школе

Опыт использования мультимедийных технологий в дистанционной школе
учителя русского языка и литературы Е.Ю. Новичковой, г. Рязань,
Областное государственное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа – Центр дистанционного образования»

В современном мире интенсивно и стремительно происходит информатизация общества. В различные сферы человеческой деятельности, в том числе и образование, активно внедряются новейшие информационные технологии, позволяющие быстро и качественно находить, обрабатывать и усваивать нужную информацию [4, с.1]. Время требует иного подхода к методике преподавания русского языка и литературы.

Современная дистанционная школа должна не только сформировать у обучающихся определенный набор знаний, но и пробудить у них стремление к самообразованию и реализации своих способностей. Необходимым условием развития этих процессов является активизация учебно-познавательной деятельности школьников.

Следовательно, задача учителя-тьютора - создание образовательного пространства, отвечающего всем современным требованиям дистанционного обучения, и оптимальных условий для достижения обучающимися личностных, предметных и метапредметных результатов.

В решении данной задачи важная роль отводится новым информационным технологиям, внедряемым в учебный процесс. Такой инновацией является применение на уроках русского языка и литературы мультимедийных технологий.

На основе анализа работ отечественных и зарубежных исследователей, педагогов, психологов было показано, что «использование мультимедиа позволяет решить дидактические вопросы с большим образовательным эффектом, может стать средством повышения эффективности обучения, значительно сокращает время, отведенное на изучение обязательного учебного материла, дает возможность существенно углубить и расширить круг рассматриваемых проблем и вопросов» [2]

Систематическое использование мультимедиа оказывает существенное влияние на развитие ученика. Изучение особенностей проявления внимания на уроках с использованием мультимедиа выявило не только внешнюю активность ученика, но и внутреннюю, имеющую в своей основе любопытство, любознательность [1].

Я хочу поделиться своим опытом по освоению новых информационных технологий и успешному их применению в практике работы. На уроках использую следующие мультимедийные технологии: готовые медиаресурсы, взятые из коллекции ЦОРов, созданные мной интерактивные упражнения, тесты, кроссворды, ребусы, мультимедийные презентации, видеоролики и видеофрагменты, а также интерактивные доски (MoPad и RealtimeBoard). Верно подмечено, что использование на уроках русского языка и литературы мультимедийных упражнений и тестов способствует активизации внимания, восприятия, мышления, воображения, памяти. Они привлекают учеников как новизной и современностью формы, так и быстрым получением результата. Это позволяет создать на уроке комфортную для ученика обстановку реального общения, при которой он с желанием выполняет задания, проявляет интерес к изучаемому материалу, учится применять теоретические знания на практике и работать самостоятельно, стремится к получению более высокого результата.

Также хочется отметить положительные моменты использования онлайн-тестов, которые заключаются не только в существенной экономии времени на проверку знаний и умений учащихся, но и в возможности обучающимся самим оценить свой уровень, сравнить его с эталоном, что способствует развитию самоконтроля.

Разные виды интерактивных упражнений: тест, викторину, кроссворд, задания на классификацию, последовательность, хронологию и др. - я создаю на следующих образовательных бесплатных сервисах: OnlineTestPad, LearningApps.org, Банк Тестов.ru, Мастер-Тест, а также в Google Docs.

Созданные интерактивные задания хранятся в личном кабинете этого образовательного сервиса. А также я размещаю их на своем персональном сайте, куда обучающиеся во внеурочное время могут зайти самостоятельно и потренироваться в том упражнении, где допустили ошибки. Мультимедийные упражнения размещены на сайте на отдельной странице «Интерактивные задания» и разбиты по классам, и ученик без труда найдет нужное ему упражнение. Таким образом, формируется интерактивная методическая копилка.

Создание заданий не только позволяет упорядочить мою дальнейшую работу, но и даёт возможность использовать их для вовлечения в неё учащихся, что способствует формированию у них интереса к учебному предмету и, как следствие, более эффективному достижению требований ФГОС.

Также среди ведущих инновационных технологий, используемых мною, хочется отметить мультимедийную проектную деятельность, конечным результатом которой становится презентация, выполненная в разных программах (Open-)NeoOffice или в системе Google Docs, или видеоролик, созданный в программе iMovie.

Проектная деятельность помогает ученикам освоить алгоритм самостоятельной деятельности, учит ставить цели и задачи, анализировать пошаговое выполнение заданий, делать собственные выводы.

Таким образом, обучение с использованием мультимедийных технологий позволяет мне активизировать процесс обучения, придав ему исследовательский, творческий характер, создать условия для формирования таких социально значимых качеств личности, как активность, самостоятельность, креативность, способность к адаптации в условиях информационного общества.

Использованная литература:

  • [1] Егорова Ю.Н. Мультимедиа в образовании — технология будущего// Новые технологии обучения, воспитания, диагностики и творческого саморазвития личности: 1995 г.- с. 101-103
  • [2] Егорова Ю.Н., Морозов М.Н., Кириллов В.К. Мультимедиа технология как комплексное средство повышения качества обучения в общеобразовательной школе/1999 г. - с. 170-172
  • [3] Клемешова Н.В. Мультимедиа как дидактическое средство высшей школы//Автореф. дисс. канд. пед.наук — Калининград, 1999
  • [4] Марутина И.Н. "Методика создания мультимедейных проектов по литературе": газета "Литература" №1 2005
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены