РАЗРАБОТКИ
|
Исследовательская деятельность средствами УМКВ настоящее время все школы России переходят на стандарты второго поколения. Ключевым моментом нового образования является формирование у детей универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие жизненно важных компетенций: коммуникативных, познавательных, регулятивных, личностных качеств. Новые стандарты требуют нового подхода к обучению – системно-деятельностного, где главная ориентация на результат. Современный школьник должен уметь проявлять себя в проблемных ситуациях и находить правильные пути их решения. Одним из способов решения этой задачи является организация учебно-исследовательской деятельности. Эффективность реализации требований ФГОС по развитию исследовательской компетенции зависит в значительной степени от возможностей использования ресурсов УМК. Содержательное и методическое построение учебника, Биология, 5 класс (авторы: И.Н.Пономарева, И.В.Николаев, О.А.Корнилова, под редакцией И.Н. Пономаревой), направлено на развитие у школьников исследовательских навыков, вовлечения их в самостоятельную практическую деятельность. При выполнении ряда лабораторных работ необходимо знание устройства микроскопа и умения работы с ним. Тексты учебника способствуют формированию у учащихся приёмов безопасного обращения с веществами и оборудованием. В лабораторной работе «Устройство увеличительных приборов» учащиеся знакомятся с микроскопом и другими увеличительными приборами, отрабатывают правила работы с ними, осваивают правила приготовления временного микропрепарата. Эта работа всегда вызывает большой интерес у ребят, и времени на уроке обычно недостаточно, поэтому для пятиклассников провожу занятия во внеурочное время. Участники кружка не только развивают навыки работы с микроскопом, но и проводят исследования, учатся правильно анализировать и оформлять результаты исследовательской работы, представить четко структуру выполнения и осознать этапы. При изучении темы «Химический состав клетки» в пятом классе на уроках провожу исследовательскую работу по обнаружению органических и неорганических веществ. В ходе проблемного диалога выясняю, что живые организмы состоят из клеток, клетки имеют ряд органоидов. На вопрос, какие вещества составляют клетку, учащиеся не могут ответить – возникает проблема. Далее формулируем тему и цель лабораторной работы. Последовательно доказывая опытным путем наличие в составе клеток белков, углеводов, жиров, воды и минеральных веществ, дети объясняют причину наблюдаемых явлений и формулируют выводы. Увлекательные и вполне доступные для пятиклассников исследования предлагают авторы учебника по теме «Многообразие живых организмов». Исследовательская работа «Изучение многообразия птиц в вашей местности» (в парке, лесу, дачном участке), зарисовки и обсуждение результатов вызывает большой интерес. Исследовательскую работу о значении кипячения молока, ребята вместе с родителями выполняют дома, результаты обсуждают вместе в классе. Полученные результаты чаще бывают разные, например, молоко у одних прокисло через сутки, или через несколько дней у других, время кипячения тоже бывает разное. Такая ситуация приводит к необходимости дальнейших исследований о том, как влияет длительность кипячения на процесс скисания молока. Это повышает мотивацию детей к обучению биологии, развивает мыслительную деятельность, способствует развитию коммуникативных способностей. Изучая внешнее строение растения, провожу исследовательскую работу по выращиванию растения из семени, например редис, салат, огурец, томат. В ходе исследования предлагаю ответить на вопросы: сколько времени потребуется для прорастания побегов, как выглядят первые листья, какую форму приобретают листья по мере развития растения, когда наблюдается появление бутонов, цветение, выполнить рисунки и фото. На протяжении учебного года ребята участвуют в различных исследовательских проектах. При изучении темы «Среды обитания» по биологии в 5 классе в ходе выполнения проекта «Влага и свет – нужны или нет?» дети создают плакаты, презентации, представляют свои работы на итоговом занятии. Некоторые наиболее интересные предлагаемые авторами учебника:
Исследовательская деятельность дает учащимся новые биологические знания, способствует формированию умений и навыков самостоятельной работы, умения применять теоретические знания на практике, при решении проблемных задач, прививает интерес к изучению предмета, развивает активную познавательную деятельность, повышает мотивацию к обучению вообще и др. Дети, которые не «сильны» на уроках, при выполнении таких работ проявляют огромный интерес к наблюдениям, экспериментам. Считаю, что учебник обладает хорошими возможностями для реализации исследовательской компетенции – одного из требований новых ФГОС.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены