РАЗРАБОТКИ
|
«Использование технологии критического мышления на уроках географии как средство формирования УУД обучающихся»В обучении гораздо важнее научить ребенка мыслить, Современная география – динамичная, быстро развивающаяся наука. Знания, полученные ранее, дополняются новыми, а иногда и полностью вытесняются, заменяются. Перед учеником в данной ситуации стоит сложная задача – оказаться готовым к восприятию поступающей информации и ее осмыслению, научиться самому выделять «узкие места» и выстраивать возможную стратегию их преодоления. В результате поиска эффективной педагогической технологии, которая могла бы помочь в развитии творческой личности учащихся, мною была выбрана технология развития критического мышления и определена тема опыта: «Использование технологии критического мышления на уроках географии как средство формирования УУД обучающихся». Цель выступления: обобщение педагогического опыта использования приёмов технологии развития критического мышления на уроках географии. Задачи:
Условия возникновения и становления опыта Причиной обращения к проблеме развития творческой личности является понижение творческой активности учеников, снижение интереса школьников к изучению географии, поверхностное чтение и изучение текста учебника и дополнительной литературы, нежелание самостоятельно писать доклады, рефераты, выполнять любые другие творческие работы. Актуальность и перспективность опыта Использование технологии развития критического мышления позволяет формировать коммуникативные способности учащихся, умения самостоятельно работать и принимать ответственные решения, формировать навыки критического мышления, конструктивно подходить к решению задач и умения привлекать необходимую информацию для достижения поставленных целей, что соответствует требованиям ФГОС второго поколения. Длительность работы над опытом Длительность работы над опытом — 3 года.
Диапазон опыта Область применения опыта – уроки географии, внеклассные мероприятия. Вся работа по теме опыта была направлена на развитие творческой личности школьника через использование методов критического мышления. Теоретическое обоснование Технология развития критического мышления разработана в конце XX века в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит). В ней синтезированы идеи и методы отечественных технологий, коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной. С 1997 года технология развития критического мышления получила распространение в России. В основу ее положены идеи и положения Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития и о неразрывной связи обучения и общего развития ребенка. По представлению американских авторов, думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов. Критическое мышление - это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. Это точка опоры, естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Цель данной образовательной технологии – развитие интеллектуальных способностей учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни. Задача научить учащихся:
Условия формирования опыта. Использование технологии РКМ предполагает создание атмосферы сотрудничества в системе «Учитель- ученик- класс». Дает возможность ставить четкие воспитательные и образовательные задачи и оценивать эффективность работы по различным категориям. Что дает использование технологии РКМ мне (учителю)? Знакомство с технологией РКМ, включающей эффективные приемы и формы работы. Дает возможность создания ситуации, когда интересно учить и интересно учиться. Что дает использование технологии РКМ моим ученикам? Развивает навыки работы с текстом, развивает творческие и аналитические способности. Теоретическая база опыта: использование приемов технологии РКМ, основанной на философско-социальной концепции «отрытого общества», традициях «конструктивного» подхода в психологии; педагогических аспектах активизации познавательной деятельности учащихся. Новизна: Базовая модель трех стадий «вызов- осмысление-рефлексия», позволяющая учащимся самим определять цели обучения, осуществлять активный поиск информации и размышлять о том, что они узнали. Продуктивность опыта: Учащиеся учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепи доказательств, выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим. Трудоемкость опыта: в вовлечении всех учащихся и их родителей в совместный труд учения. Возможность внедрения: опыт может быть использован каждым учителем в процессе преподавания практически всех предметов: истории, географии, МХК, русского языка, литературы и предметов в начальной школе. Условия эффективности опыта Учитель должен:
А если отвлечься от теории, учитель должен помнить следующие правила:
Оптимальность и эффективность опыта. Для активизации мыслительной деятельности я постоянно включаю в свои уроки проблемные вопросы и задачи, использую межпредметные связи, различные приемы, позволяющие обеспечить связь изучаемого материала с современностью. Стараюсь привлечь ребят к анализу явлений, самостоятельному поиску объяснений тех или иных процессов и событий, привить вкус к рассуждениям. Для развития критического мышления на своих уроках я использую различные стратегии и приемы:
Применение данных стратегий и приемов оправдано, так как учащиеся работают с ними систематически. Как правило, на таких уроках присутствует разнообразие методов и приемов работы, очень большое внимание уделяется самостоятельной работе, учащиеся выполняют работу в группах (парах, индивидуально). Часто проведение уроков основано на диалоге, в центре которого поисковая деятельность учащихся под руководством учителя. При этом всегда учитываю возрастные и психологические особенности учеников, их работоспособность, интересы. Технология критического мышления применима к новым ФГОС. Ведь стандарты нового поколения предполагают научить ребенка учиться, самому добывать знания и применять их в будущей жизни. Особенности организации Технология РКМ надпредметная, применима к любым программам и предмету. В основу технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий). Первая стадия - «вызов». Задача первой фазы урока (вызов) - не только активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания, создать ассоциации по изучаемому вопросу, что станет активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшей работы. Вторая стадия «осмысление» - содержательная, в ходе которой происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа направленная на осмысление. Третья стадия «рефлексия» - размышления. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлении с учетом вновь приобретенных знаний. На заключительной фазе урока, названой рефлексия (размышление), информация анализируется, интерпретируется и творчески перерабатывается. Учащиеся составляют синквейны, кластеры, пишут мини- сочинения. Начинала я работу с использования приема «синквейн». Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – важное умение. Оно требует от ученика вдумчивости и богатого понятийного запаса. Синквейн. Приём, позволяющий развивать способность излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе. Слово «синквейн» происходит от французского слова, которое обозначает пять строк
Разбивка на кластеры. Кластеры- это графические систематизаторы, которые показывают несколько различных типов связей между объектами или явлениями. Это приём, который помогает моим учащимся, открыто думать по поводу какой- либо темы, стимулирует их размышления о связях между идеями. Учащимся предлагаю записать в центре слово, вокруг которого они фиксируют слова или предложения, связанные с темой, обозначенной этим словом. Толстые и тонкие вопросы Использование стратегии «толстых» и «тонких» вопросов позволяет активизировать интеллектуальную и эмоциональную деятельность учащегося (побуждает самих задавать вопросы и активизировать к поиску ответа). Инсерт Одним из условий развития критического мышления является отслеживание своего понимания при работе с изучаемым материалом. Чтобы способствовать постепенному продвижению учащихся от знания «старого» к «новому», можно использовать прием «инсерт»: маркировка текста по мере его чтения или прослеживания специальными знаками, например, (+) – знал, знакомо; (-) – не знаю; (?)- удивлен; (!) – интересно. Использование данного приема позволяет осознанному чтению. А «условные значки» помогают читать более внимательно, способствуют запоминанию материала. Как уже было сказано, ТРКМ соответствует требованиям ФГОС второго поколения, так как формирует все основные виды универсальных учебных действий: личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные. Данная технология позволяет создать такую обучающую среду, когда ученик не только исходит из своих особенностей, но и поставлен в такие обстоятельства, что вынужден проявлять активность, действовать в условиях выбора, преодолевать возникшие затруднения; создает условия для обучения каждого учащегося в зоне его ближайшего развития, формирования коммуникативных умений и навыков, успешности и признания учащихся. Данная технология позволяет взглянуть на самого себя "изнутри" и "извне", сравнить себя с другими учащимися, оценить себя, выработать силу воли, так как, иногда действуя вопрекисвоим желаниям и интересам, ученик учится управлять собой, своими мыслями и разумно пользоваться речью; удовлетворяет свои потребности в самореализации, повышении статуса, в творчестве, общении, познании. Развитие критического мышления приводит к следующим результатам:
Мой опыт работы может использоваться в каждой школе, в каждом коллективе. Он доступен по форме и средствам воплощения. Надеюсь, мои знания, мой опыт поможет моим коллегам расширить свои педагогические возможности. Список литературы
Всего комментариев: 1
1
eychat • 09:42, 12.06.2019
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены