РАЗРАБОТКИ
|
Принцип вариативности в формировании мышления младших школьников на уроках математикиАвтор: Бородина Оксана Анатольевна С начала обучения мышление выдвигается в центр психического развития (Л.Выготский) и становится определяющим в системе других психических функций , которые под его влиянием интеллектуализируются и приобретают произвольный характер. Многочисленные наблюдения педагогов , исследование психологов убедительно показали , что ребенок , не овладевший приемами мыслительной деятельности в начальных классах школы , в средних классах обычно переходят в разряд неуспевающих. Мышлением называется процесс опосредованного и обобщенного познания объективной реальности. Этот процесс в полной мере можно назвать высшим познавательным , поскольку именно мышление способствует порождению новых знаний , творчеству . Мышление должно отвечать таким параметрам как : стройность , продуктивность, целенаправленность , теп ( скорость). Параметр стройности мышление (ассоциативного процесса) выражается в необходимости мыслить в соответствии с логическими требованиями , а также грамматически корректно формулировать мысли. Под продуктивностью понимается требование мыслить так логично , чтобы ассоциативный процесс приводил к новым знаниям . Целенаправленность мышление диктует необходимость мыслить ради какой – либо реальной цели. Темпом мышления обозначается скорость протекания ассоциативного процесса, условно выражающаяся в количестве ассоциаций в единицу времени. Целенаправленное , интенсивное развитие логического мышления становится одной из центральных задач обучения , важнейшей проблемой его теории и практики. Данный курс, включает в себя специально подобранные упражнения и задания для развития мыслительных способностей и обеспечивает учащихся и учителей материалом для преодоления стереотипов и шаблонов мышления. Таким образом, условиями развития логического мышления младших школьников выступают (1) междисциплинарный, интегрированный подход, который способствует развитию психических свойств личности; (2)рациональность последовательность предъявления заданий; (3) проблемность изложения материала, которое ведет к формированию беглости мышления, гибкости ума, любознательности, умению выдвигать и разрабатывать гипотезы. При таких условиях формируются умения анализировать, систематизировать, устанавливать взаимосвязь, соотносить различные виды моделей, самостоятельно осуществлять поиск способа решения, сравнивать, делать умозаключения и высказывать суждения. Построение разработанной системы заданий для развития логического мышления младших школьников отвечает следующим педагогическим принципам: соответствия содержанию начального образования , определяемый государственным образовательным стандартом; преимущественной опоры на наглядно – образное мышление; нарастания уровня сложности; спиральности, в соответствии с которым на каждом « витке спирали» одни и те же понятия и логические отношения рассматриваются в новых взаимосвязях и взаимодействиях; взаимосвязи логических рассуждений и логико- конструктивных действий, который предполагает, что словесно – логическая деятельность производиться во взаимосвязи с предметно практической деятельностью. Учащимся предлагаются следующие виды заданий:
Нами было реализовано эмпирическое исследование возможностей развития мышления на основе программы, построенной на принципе вариативности. На первом этапе проводилась диагностика уровня логического мышления младших школьников, на втором этапе – в обучение математике были включены разработанные задания с условиями их предъявления: систематичности, интегрированности, проблемности и рациональности. На заключительном этапе проводилась обработка полученных данных, их интерпретация и формулировка выводов об эффективности предпринятых условий в обучении для развития мышления. Организованное и проведённое исследование развития логического мышления младших школьников показало, что включенные в уроки математики специально подобранные упражнения и задания для развития мыслительных способностей выступает оптимальным условием для развития логического мышления школьника. Результаты исследования показали значительный рост результатов тестирования уровня логического мышления в классе, где уроки были модифицированы в соответствии с разработанной системой упражнений. Задания были направлены на развитие умения отличать существенные признаки предметов и явлений от несущественных, способностей ребенка к обобщению и отвлечению, выделения существенных признаков предметов и явлений, способности устанавливать логические связи и отношения между понятиями и формирования общего запаса знаний школьника. Таким образом, условиями развития мышления младших школьников выступают:
Библиографический список
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены