РАЗРАБОТКИ
|
Использование проблемного обучения на уроках обществознанияАвтор: Таможников Александр Николаевич Одной из центральных задач российского образования является модернизация его, чему способствует внедрение в образовательный процесс новых технологий. На современном этапе развития общества, необходимо формировать человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Современная школа нацелена на подготовку выпускников, способных решать жизненные проблемы, с которыми им придётся столкнуться после окончания школы в современном мире. Эти проблемы им придётся решать самостоятельно. Чтобы повысить интерес к образованию, совершенно необходимо осуществить переход от традиционных методов обучения к инновационным. Образовательная система на уроке должна быть ориентирована не на передачу готовых знаний, а на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Сегодня из инновационных методов обучения особую актуальность приобретают методы проблемного обучения. Результаты исследований свидетельствуют, что традиционная модель образовательного процесса в школах, основанная на объяснительно-иллюстративном подходе к обучению, не обеспечивает формирование, способной к творческому саморазвитию и творческой самореализации. Школьники часто оказываются неспособными творчески решать новые задачи, которые ставит перед ними наше общество. Чтобы человек проявил познавательную активность, необходимо освободить от принуждения извне и поставить его в позицию субъекта деятельности во взаимодействии со значимым для него внешним миром. Наиболее благоприятные условия для реализации данного положения создаются при проблемном обучении, в рамках которого не стихийно, а систематически и направленно функционируют элементы, обеспечивающие развитие познавательной деятельности обучаемых и формирование их личности. Проблемные методы обучения способствуют развитию мышления, способностей и творческих умений учащихся. Полученные знания, умения в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем более прочны, чем при традиционном обучении. При использовании проблемных методов обучения воспитывается активная творческая личность учащегося, умеющая видеть, ставить и решать нестандартные проблемы. Применение проблемного обучения повышает эффективность урока, вносит существенные изменения в качество усвоения знаний. Очевидно, что использование проблемной технологии на уроках актуально в современной системе образования, так как одна из задач современного воспитательно-образовательного процесса является формирование творческой, всесторонне развитой личности. Которая способна адаптироваться к современным условиям жизни в современном обществе. Применение проблем - это уже развитие, движение в перед. Реализация принципа проблемности в педагогическом взаимодействии ведёт и к изменению ролей и функций учителя и ученика. Учитель не только воспитывает, не только даёт готовые знания, но и актуализирует, формирует в сознании ученика, внутреннее, порою не осознанное и не оформленное в позицию стремление к личностному росту, поощряет его исследовательскую активность, создаёт условия для совершенствования учения, для самостоятельного обнаружения и постановки познавательных проблем и задач. Мотивами проблемного обучения могут выступать: стремление к самореализации, чётко осознаваемое стремление к успеху и т.п. Результатами проблемного обучения сегодня могут стать:
Введение в дидактику понятия «принцип проблемности» открыло новые возможности для теоретического объяснения учебно-познавательной деятельности учащихся. Проблемное обучение формирует гармонически развитую творческую личность, способную: находить решения в различных проблемных ситуациях, систематизировать накапливаемые знания, к формированию навыковсамоанализа, саморазвития и самокоррекции. Постоянная постановка перед ребёнком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед сложностями и незнакомыми ситуациями, а стремится их разрешить, тем самым мы имеем дело с творческой личностью, всегда готовой к поиску. Тем самым, вступая во взрослую в жизнь новый член общества будет более защищён от стрессов. Проще говоря, суть рассматриваемого метода обучения заключается в том, что ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам из найденных источников получил новую информацию и сумел её проанализировать, пропустить через сито своего уровня знаний. Другими словами, это – расширение и углубление информационной базы при помощи ранее усвоенных знаний и на этой основе новые горизонты применения обретённого познавательного багажа. Собственное осмысление прежних знаний не может дать никто и ничто извне: ни учитель, ни книга, ни интернет. Оно ищется и находится учеником, поставленным в соответствующую ситуацию. Это и есть поисковый метод учения. Умственный поиск - сложный процесс, он, как правило, начинается с проблемной ситуации, с определения проблемы. Но не всякий поиск связан с возникновением проблемы. Если учитель даёт задание ученикам, указав, как его выполнить, то даже самостоятельный поиск не будет решением проблемы. Подлинная активизация учащихся, характеризуется самостоятельным поиском не вообще, а поиском путём решения проблемы. Если поиск имеет целью решение теоретической, технической, практической учебной задачи или форм и методов художественного отображения, он превращается в проблемное учение. Основное различие между проблемным и традиционным обучением мы видим в двух моментах: они различаются по цели и принципам организации педагогического процесса. Цель проблемного типа обучения не только усвоение результатов научного познания, системы знаний, но и самого пути процесса получения этих результатов, формирования познавательной самодеятельности ученика и развития его творческих способностей. В основе процесса проблемного обучения лежит принцип поисковой учебно-познавательной деятельности ученика, то есть принцип самостоятельного (с точки зрения ученика) открытия выводов науки, способов действия, изобретения новых предметов или способов приложения знаний к практике. При проблемном обучении деятельность учителя состоит в том, что он, создаёт необходимые условия для осмысления содержания наиболее сложных понятий и материалов, стимулирует формирование проблемных ситуаций, помогает осмыслить суть проблемного вопроса, так что на основе анализа фактов учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формируют с помощью учителя определённые понятия, законы. В результате у учащихся вырабатываются навыки умственных операций и действий, навыки переноса знаний на новый информационный уровень, развивается внимание, воля, творческое воображение. Общие функции проблемного обучения:
Проблемные уроки снова актуальны. В свое время о них много говорили и писали, вопросы проблемного урока были включены в планы научных исследований, методической работы. Но для практиков – школьных учителей сегодня этот вопрос, по-прежнему, является одним, из наиболее сложных. О необходимости проблемного обучения много пишут, значительно реже применяют. И не только потому, что оно не стало надёжным инструментом деятельности учителя. Проблема в том, что проблемное обучение не стало частью педагогической практики учителя. Однако проблемное обучение не может и не должно стать ни единственной, ни преобладающей системой обучения. Проблемное обучение строится в зависимости от того, насколько допускает учебный материал. Литература
Всего комментариев: 1
1
grafina • 15:17, 13.02.2016
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены