РАЗРАБОТКИ
|
"Система работы с текстом на уроках русского языка на основе проектно-исследовательской методики"На протяжении трех лет я работаю над проблемой «Система работы с текстом на уроках русского языка на основе проектно-исследовательской методики как условие реализации коммуникативно-деятельностного подхода». Условия возникновения проблемы. Проблема возникла в условиях, вызванных изменениями в обществе, требующими от личности умение решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения, добиваться успеха в процессе коммуникации, т.е. быть социально адаптированным к изменяющимся условиям современного мира. Перед учителем на сегодняшний день стоит задача воспитать личность, владеющую культурой общения, обладающую основными видами компетенций: языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой. Наиболее оптимальной формой работы, сочетающей обучение теории языка и формирование основных языковых умений школьника, является текст. Реализация коммуникативно-деятельностного подхода при работе с основной единицей языка позволяет создать пространство учебной деятельности, в котором ученик самостоятельно выбирает способы усвоения учебного материала, активно включается в поиск решения, высказывает и аргументирует свою точку зрения. Метод проектно-исследовательской деятельности позволяет организовать работу с максимальным включением обучающихся в учебные действия, направить усилия на конкретные результаты работы. Становление опыта. Анализ результатов ЕГЭ по русскому языку выпускников МОАУ «Гимназия №8» выявил недостаточное умение школьников работать с текстом, правильно выражать свои мысли, редактировать высказывания. Мною выявлено сложившееся противоречие между общим невысоким уровнем культуры речи учащихся и требованием общества – развитие личности, способной создавать собственное речевое высказывание, анализировать информацию, содержащуюся в тексте. Содержание опыта работы по теме «Система работы с текстом на уроках русского языка на основе проектно-исследовательской методики как условие реализации коммуникативно-деятельностного подхода» способствует преодолению названного выше противоречия. Актуальность проблемы обусловлена:
Перспективность опыта, его практическая значимость для повышения качества образовательного процесса возрастает в связи с внедрением государственной итоговой аттестации выпускников основного общего и среднего общего образования в форме ОГЭ в 9 классе и ЕГЭ в 11 классе. Возникает необходимость коммуникативной направленности преподавания школьного курса русского языка, большего внимания к анализу текстов различных стилей и типов речи, целенаправленному формированию разных видов речевой деятельности, умения воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания. Немаловажным фактором работы с текстом становится формирование способности осуществлять такие универсальные учебные действия, как сравнение, анализ, синтез, абстракция, обобщение, классификация, конкретизация, установление определённых закономерностей и правил и т.п. Теоретической базой опыта стали научные труды Т.А. Ладыженской, работы Е.И. Никитиной, рекомендации Т.М. Пахновой, методика поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина. Современные подходы к реализации требований ФГОС мы находим и в коммуникативной методике преподавания русского языка Е.А. Быстровой, теории использования проектных методов на уроках и во внеурочной деятельности А.Г. Нарушевича, личностно-деятельностном подходе к обучению и воспитанию Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева. Практической реализации опыта способствуют личностно-ориентированные технологии обучения (обучение в сотрудничестве, метод проектов, разноуровневое обучение, индивидуальный и дифференцированный подход, гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили, технологии, ориентированные на эффективность управления и организации учебного процесса). Новизна опыта заключается в практическом применении полученных знаний в жизненных ситуациях, личностно-ориентированном взаимодействии учителя с учениками. Сформирован комплекс дидактических материалов для работы с текстами краеведческой тематики, представляющий из себя задания в формате ЕГЭ нового типа 2015 года, разработанные в соответствии с основным концептуальным подходам к построению экзаменационной модели ЕГЭ по русскому языку. Целью педагогической деятельности по данной технологии является выявление и разработка методических приемов при реализации коммуникативно-деятельностного подхода в процессе работы над текстом как основы для создания на уроках русского языка развивающей речевой среды, обеспечивающей реализацию практической направленности обучения и формирование умения решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения (в том числе при решении заданий КИМов в формате ЕГЭ). Этапы накопления и систематизации опыта. Подготовительный этап. Важной является работа по созданию условий для реализации педагогического опыта. Подготовительный этап охватывает обучающихся 5-6 классов, с которыми проводится комплексный анализ текстов краеведческой тематики (Приложение №1). Ученики 7-8 классов самостоятельно создают тексты о родном крае с конкретным заданием: это должны быть тексты разных стилей и типов речи. Кроме того, ребята получают разноуровневые задания на информационную обработку текстов: от ответов на заданные вопросы, до самостоятельного формулирования заданий к тексту (Приложение №2). Внедренческий этап рассчитан на обучающихся 9-11 классов. В 9 классе школьники редактируют тексты и выполняют задания в формате ОГЭ (Приложение №3); в 10 классе переносят знания и навыки по решению заданий № 1, №2, №3 (Приложение №4), №20-23 (Приложение №5) КИМов в формате ЕГЭ на тексты краеведческой тематики и самостоятельно создают КИМы; в 11 классе перенос производится на задания повышенного уровня сложности №24 и №25 КИМов ЕГЭ. Технология опыта. Основное требование нового Федерального государственного образовательного стандарта – научить школьника учиться, т.е. самостоятельно добывать знания из различных источников, уметь работать с информацией и эффективно использовать ее в учебной и профессиональной деятельности, поэтому в качестве технологии мною была выбрана проектно-исследовательская деятельность, т.к. она полностью соответствует коммуникативно-деятельностному подходу в преподавании русского языка. Использованы элементы современных образовательных технологий: технологии проблемного обучения, игровых, информационно-коммуникационных технологий. Основные этапы реализации опыта рассмотрены на основе примера работы с обучающимися 10 класса.
Данная технология легла в основу ряда уроков, в результате которых совместно с учащимися 10-11 классов разработан пакет дидактических (раздаточных) материалов по работе с текстами краеведческой тематики и подготовки к выполнению не только заданий №1, №2, №3 в формате ЕГЭ, но и других заданий КИМа:
О результативности данного опыта свидетельствуют следующие показатели:
Работа с текстом способствует развитию речетворческих навыков, внимания, выработке стремления учиться, формированию коммуникативных умений, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащению словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитию готовности и способности к речевому самосовершенствованию. У учащихся формируется умение говорить, слушать, анализировать, приобретается опыт самостоятельной творческой деятельности, положительный опыт сотрудничества, совершенствуется речевое развитие, что способствует повышению качества образования, позволяет учащимся добиваться реальных успехов в учебе, различных конкурсах, олимпиадах. Адресная направленность опыта. В первую очередь данная методика рекомендована для обучающиеся, осваивающих программы основного общего и среднего общего образования (9-11 классы). Допустимо расширение возрастных границ, начиная с 5 класса на основе использования КИМов регионального экзамена по русскому языку для 7-8 классов, ГИА в формате ОГЭ в 9-х классах. Условия использования опыта, при которых можно получить устойчивые положительные результаты: работа должна проводиться систематически, важны мотивация и проектирование результата, задания должны быть посильными, но опережающими зону ближайшего развития ребенка, активизация познавательного интереса основывается на ситуации успеха и положительной оценке (само- и взаимооценке). Данный опыт может быть использован не только учителями русского языка, но и преподавателями других общеобразовательных дисциплин, работающих в режиме личностно-ориентированного обучения, как на этапе отработки навыка решения КИМов, так и на этапах обобщения, систематизации, а при наличии готового продукта – на этапе контроля.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены