РАЗРАБОТКИ
|
Развитие компетенций школьников - актуальная задача образованияАвтор: Алексей Шобырев Сложный комплекс человеческой культуры 21-го века характеризуется динамично меняющимися ценностями в семье, обществе и в школе. Обострились социальные и экономические проблемы общества, что нашло отражение в изменении поведения молодежи, ее отношении к ценностям и традициям старших поколений. Специалисты отмечают растерянность, неопределенность, поиск своего места в жизни, снижение доверия институтам власти и управления, дискредитация прошлых авторитетов и отсутствие новых и, вместе с тем, рост наркомании, самоубийств*. Жестокое обращение с детьми, подростковая беременность, произвольные акты насилия стали характерными признаками произошедших перемен. В этих условиях изменился статус семьи, изменились ее взаимоотношения со школой. С потерей национальной идеи школа потеряла свою воспитательную функцию, а семья, после 70-ти лет советской власти, ее не приобрела. Цель школы сформулирована, как оказание образовательных услуг по воспитанию грамотного потребителя, вроде химчистки или парка скучных аттракционов, но с обязательными финальными испытаниями в виде ЕГЭ. В погоне за формальными результатами учителя все чаше играют роль ретрансляторов абстрактных академических знаний, а некогда мощный институт воспитателей и классных руководителей существует лишь номинально, скорее по инерции, формально. Образовавшуюся брешь далекие от педагогики чиновники норовят восполнить ювенальной юстицией, толерантностью и религиозным воспитанием. Традиционно в школе воспитательная функция принадлежала классному воспитателю, а в советской школе ее выполнял классный руководитель, который одновременно был и учителем-предметником. И этого было достаточно, поскольку в школе активно функционировали пионерская и комсомольские организации, были пионервожатые, да и вся идеология того времени была заточена на обеспечение преданности «заветам и идеалам». Все это служило мощным каркасом всей воспитательной работы школы. Сегодня роль классных руководителей формальна. Стало понятно, что учителя-предметники уже не могут эффективно выполнять функции воспитания сегодняшних школьников. Они уже не обладают необходимой профессиональной подготовкой, достаточными знаниями и навыками в этой работе, а главное — достаточным временем для ее выполнения. Непрекращающаяся реформа российского образования, поиск решений обеспечения перспектив развития общества побуждает внимательнее присмотреться к зарубежному опыту. Сегодня в России ведется подготовительная работа для введения в школах некоего аналога, заменяющего классного руководителя — тьютора, которые, по замыслу Министерства образования, и будут выполнять воспитательные, поддерживающие и развивающие функции образования. Следует заметить, что как бы эти специалисты не назывались, им предстоит взять на себя большую и чрезвычайно важную роль в жизни учащихся и их семей, поскольку воспитание невозможно без тесного, доверительного взаимоотношения с учениками и их родителями. Родители, особенно одинокие, также нуждаются в квалифицированной и предметной помощи по улучшению их родительских навыков и поддержке. Школьные каунслеры/тьюторы должны помочь преобразовать процесс обучения в положительный и полезный опыт для каждого школьника. Они должны быть чувствительны к индивидуальным различиям учеников и понимать, что то, что хорошо для одного ребенка, не всегда приемлемо для другого. Они будут должны облегчать и содействовать взаимоотношениям учителей с учениками, родителями, администраций школы, помогать адаптировать школьную среду в интересах каждого отдельного ученика. Должны помогать ученикам в формировании мировоззрения, эмоциональной устойчивости, самооценки, профессионального самоопределения, в развитии навыков принятия решений, социального взаимодействия и ответственности. Сфера практической деятельности каунслеров/тьюторов Эта практическая сфера включает образовательное, личностно-социальное и "карьерное" консультирование (каунслинг). Каунслеры помогают учащимся сформировать и развивать компетенции, необходимые в личностном, социальном и профессиональном становлении, используют полученную педагогическую информацию и формулируют новые педагогические задачи. Они помогают учащимся понять и развить собственные ресурсы, учат постигать разнообразие национальных культур, преодолевать стереотипы и разрешать конфликты. Каунслеры* помогают учащимся понять и правильно использовать свои интересы и устремления, использовать полученную информацию для достижения своих целей. Поскольку такая работа с учениками происходит как индивидуально, так и в группах, каунслеры активно взаимодействуют с родителями и учителями, чтобы учащиеся имели возможность получать помощь с разных сторон. Такая работа, с одной стороны, является средством разрешения проблем, которые уже возникли у учащегося, а с другой, занимаются профилактической работой. Поэтому они используют специальные программы, направленные на то, чтобы учащиеся смогли полнее развить те умения и навыки, которые им потребуются для оптимального существования в школе и обществе. С этой целью создаются программы, направленные на максимальную реализацию возможностей учащихся. Таким образом, долговременные цели школьного каунслинга состоят в том, чтобы помочь учащимся эффективно учиться, быть ответственными людьми, а в дальнейшем и продуктивными членами общества. Для реализации всех потенциалов учащихся требуются хорошо спланированные программы для всех возрастных групп детей, от дошкольников до выпускников школ. Поскольку сфера практической деятельности школьных каунслеров включает в себя личностно-социальные, образовательные и карьерно-профессиональные вопросы, ниже мы приводим разработанные по возрастам цели в рамках каждой из трех областей консультирования. Специалисты, решающие аналогичные задачи, могут использовать этот ресурс по своему усмотрению. Его можно использовать "как есть", а можно изменить и дополнить перечисленные компетенции учеников для удовлетворения других актуальных потребностей. * По общему числу суицидов Россия находится на шестом месте в мире, а по уровню смертности от самоубийств среди подростков 15-19 лет Россия занимает первое место в Европе (Данные ВОЗ) ЦЕЛИ РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ* ЛИЧНОСТНО-СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КАРЬЕРНЫЕ ЦЕЛИ:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены