РАЗРАБОТКИ
|
Статья "Развитие активности учащихся на уроках музыки".Автор: Аланина Вера Ивановна Уроки музыки - область искусства, которая предполагает синтез эмоциональной отзывчивости и мышления, абстрактного и конкретного, логики и интуиции, творческого воображения, активности, способности быстро принимать решение. Разные формы активной деятельности учащихся не только способствуют более глубокому освоению музыкального материала и развитию музыкальности детей, но и являются важным средством развития способности образного видения мира, формирования основ отношения к искусству. В методической разработке показана связь процесса активизации деятельности учащихся на уроках музыки с развитием их творческих возможностей. Именно творчество активизирует память, мышление, наблюдательность, целеустремленность, интуицию - все те качества, которые необходимы ребёнку для статуса активной личности в современном обществе. В условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования важным моментом воспитания является формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал как в собственных интересах, так и в интересах общества. Принадлежность к обществу и личная активность, деятельность – непременные условия и важнейшие характеристики человеческой личности. Главным, определяющим является позиция личности, её устремлённость, мотивы, во имя чего она живёт и трудится. Если вначале ребёнок способен лишь к выполнению указаний взрослого, может достигать целей близких и несложных, то по мере развития он приобретает способность ставить задачи и добиваться их решения независимо от степени их трудности, преодолевая разные препятствия. Источники развития всех качеств личности, в том числе её активности, находятся в обществе. Но при этом человек не мыслится как пассивное существо, которое фотографически отражает внешние воздействия. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития. Способность к саморазвитию есть цель современных методов и приёмов преподавания и воспитания учащихся в новой образовательной системе. Чем шире интересы и потребности человека, тем более развит человек. Особую роль в этом процессе играет проблема формирования познавательного интереса учащихся, что является основой их познавательной активности и активной жизненной позиции. Сегодня общество заинтересовано в выпускниках с развитыми познавательными потребностями, нацеленных на саморазвитие и самореализацию, умеющих оперировать полученными знаниями, ориентироваться в современном информационном пространстве, продуктивно работать, эффективно сотрудничать, адекватно оценивать себя и свои достижения. Развитие личности ребёнка происходит в многообразной полезной деятельности. Активно действуя, сознательно овладевая наукой, участвуя в художественном творчестве, учащиеся совершенствуют и собственную природу, растут духовно и физически, обретают нравственную красоту. В эстетической деятельности обмен впечатлениями развивает эстетические чувства, помогает школьникам оценивать произведения искусства. Личная деятельность учащихся, искусно направляемая педагогами, пробуждает их инициативу, побуждает к самообразованию. Жизненная позиция ребёнка формируется не сама по себе и не за счёт внешних воздействий, а лишь при условии собственной деятельности. Оценочные категории внешнего мира и себя лично формируются только в процессе общения с другими людьми и деятельности. Для того, чтобы понять истинную ценность труда, надо выполнить его самому или по меньшей мере соотнести с другим, хорошо известным по собственному опыту. Подростки часто склонны переоценивать свои достоинства. И лишь в деятельности – игровой, учебной, трудовой – в процессе многократных сравнений своих возможностей и успехов с возможностями и успехами других они познают истинную цену себе. Только в деятельности формируются те нити связей личности с обществом, без которых её ценность как общественного существа ничтожна. В связи с этим один из выдающихся психологов С.Л.Рубинштейн писал: «Главное дело воспитания как раз в том и заключается, чтобы тысячами нитей связать человека с жизнью – так, чтобы со всех сторон перед ним вставали задачи, для него значимые, для него притягательные, которые он считает своими, в решение которых он включается». Обучающие программы представляют практически безграничные возможности, как учителю, так и ученику, поскольку содержат хорошо организованную информацию. Обилие иллюстраций, анимаций и видеофрагментов, гипертекстовое изложение материала, звуковое сопровождение, возможность проверки знаний в форме тестирования, проблемных вопросов и задач дают возможность ученику самостоятельно выбирать не только удобный темп и форму восприятия материала, но и позволяют расширить кругозор и углубить свои знания. Творческая деятельность всегда связана с личностным ростом и именно в этом заключена субъективная ценность продуктов детского творчества.Творческому акту предшествует длительное накопление соответствующего опыта, знаний, навыков, тщательное обдумывание того, что человек хочет воплотить. Как бы ни велика была роль фантазии в творческом процессе, одной лишь фантазии недостаточно для создания законченного произведения. Творческий процесс может угаснуть, если не вооружать его необходимыми умениями, знаниями и навыками. Однако сами по себе профессиональные умения и навыки еще не предопределяют ценность результатов творческой деятельности. Суть творчества заключается не в накоплении знаний и мастерства, хотя это очень важно для творчества, а в умении человека, будь он ученый или художник, открывать новые идеи, новые пути развития мысли, делать оригинальные выводы. Психологи давно заметили, что люди, обладающие творческим складом ума, в какой бы области они ни работали, имеют много общих черт. Чертами творческой (креативной) личности, согласно американскому психологу К.Тэйлору, являются:
Творческие люди в своей деятельности не склонны опираться на авторитеты. Изучив в начале творческого пути все то, что сделано до них их предшественниками, они затем идут своим путем, не обращая особого внимания на критику в свой адрес. Так было со всеми композиторами-новаторами, проложившими новые пути в музыкальном мышлении - Бетховеном, Листом, Стравинским, Шёнбергом, Шостаковичем. Чем более сложной оказывается среда, в которой человеку приходится действовать, тем чаще от него требуется проявление творческих способностей. Стремление изменить ситуацию заставляет человека напрягать умственные усилия, направленные на улучшение положения. Отсюда и возникает творческий акт. Проявление способностей человека выполнять какую-либо сложную деятельность зависит не только от его таланта, но и от освоения его учителями методов обучения, которые ведут к высоким достижениям. Конечно, все люди, дети разные. Но в каждом ребенке, в каждом человеке природа заложила свой дар. Процесс музыкального познания в атмосфере творчества приобретает развивающий характер. В настоящее время общество уже изменило свои приоритеты, возникло понятие постиндустриального общества (общества информационного). Оно в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Таким образом, приобретая и развивая учебные универсальные действия на уроках музыкального искусства, суворовцы проектируют себя в современном обществе как востребованных людей технически развитого социума, становятся полезными и творческими личностями, сознавая радость созидания и принося пользу государству во имя его прогресса и процветания.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены