РАЗРАБОТКИ
|
Педагогический проект на тему: "Формирование исследовательских компетенций учащихся как необходимого компонента биологического образования".Автор: Туркинен Надежда Викторовна Когда в школе изучается одно, а жизнь требует другого, обучение становится для ученика формальной обязанностью, которую он выполняет без личной заинтересованности и с соответствующим качеством. Не может образование не реагировать на изменившийся социальный заказ на образовательные услуги. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированное на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, - акцент переносится с «усвоения знаний» на формирование «компетентности», происходит переориентация его на личностно-ориентированный (гуманистический) подход, противоположенный знаниево-ориентированному. Проблемой «Формирование у школьников экологической культуры как социально-необходимого качества личности» занимаюсь в течение нескольких лет. Эта проблема органично вписывается в проблемы над которыми работает школа:
В процессе работы убедилась, что использование в экологическом образовании традиционных методов обучения не дает удовлетворительных результатов и порождает целый ряд противоречий:
Современный ученик не проявляет интереса к учебе, его организм спасается от переизбытка информации, не воспринимая или быстро забывая ее. Эти противоречия порождают проблему поиска новых интерактивных методов. Внедрение таких методов в школьную практику является актуальной проблемой не только для преподавания курса экологии и биологии, но и для современного обучения в целом. Современные технологии предоставляют широкий спектр разнообразных интерактивных методов, одним из которых является проектная деятельность. Целью данной работы является изучение возможности использования проектной технологии в преподавании курса экологии в школе. Гипотеза: Дидактические задачи проекта:
Методические задачи:
План работы и сроки проведения проекта: I. Информационно-аналитический этап.
II. Практический этап
III. Реализация проекта
Метод проектов может эффективно использоваться для формирования экологической культуры школьников, т.к. стимулирует интерес учащихся к экологическим проблемам, направляет их деятельность на реальный результат. Полат Е.С.так определяет основной тезис современного понимания метода проектов : «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить.»В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, ученик из стороннего слушателя преобразуется в активного участника. Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Среди многообразия существующих видов проектов ( информационные, исследовательские, продуктивные, драматизационные, практико-ориентированные и др.) в экологическом воспитании наиболее часто используются исследовательские проекты, в основе которых лежат мониторинговые наблюдения состояния элементов окружающей среды. Использование проектной деятельности в сельской школе имеет свои особенности. Расположение школы в относительной близости к природным комплексам расширяет возможности поиска объекта исследований. Однако неполная укомплектованность классов может ограничить количество исследований внутри проекта, что может нарушить его целостность. Выходом может послужить создание комплексного многоуровневого проекта, каждая составная часть которого может быть представлена как самостоятельное исследование. В нем могут быть задействованы учащиеся разных классов. Существование такого проекта может охватить длительный период времени, пополняясь новыми исследованиями и данными, рассматривая явления в динамике. Плохая материальная база сельских школ может ограничить выбор более простыми, визуальными методиками. Можно выделить следующие направления исследований, используемых в сельской школе:
Для создания системы исследовательской работы школьников необходимы следующие этапы:
Методика организации ученического проекта:
Методы и формы работы:
Наиболее удобная форма организации экологических проектов – мониторинговые исследования природной среды. Занятия с учениками в природных условиях дают незаменимую возможность преодолеть книжность школьного образования, связать теоретические знания с жизнью, привлечь ребят к активной заботе о состоянии природы Оценка деятельности учащихся проводится в два этапа: итоговый контроль (осуществляется на заключительном уроке учителем и учащимися по выработанным критериям оценивания) и промежуточный (осуществляется учителем в ходе анкетирования, тестирования, дидактических карточек с целью выявления трудностей в работе над проектом, уровня усвоения теории, внесения корректив). Критерии оценивания проектов:
Эффективность данного проекта подтверждена констатирующим и формирующим экспериментами в ходе их установлено, что качество знаний в классе , где применялся метод, возрасло на 20% . Анализ анкетирования, проведенного до и после проекта показал, что уровень познавательного интереса к предмету возрос на 22%.. все респонденты отметили практическую значимость знаний, умений и навыков, приобретенных в ходе проекта. Таким образом, можно сделать вывод о большом потенциале использования проектной деятельности в экологическом образовании:
Информационные источники:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год Популярные разработки
Логарифмические уравнения. Подготовка к ЕГЭ 5.3.5. Закон радиоактивного распада. Решение задач ЕГЭ Разговоры о важном «День первооткрывателя. Антарктида» Учимся решать задачи "Закон Ома" Физика - 8 класс Практические арифметические задачи на проценты, части, доли. Задание ЕГЭ № 15. Базовый уровень В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Сочинение ученика 11 класса «Этот мир многоязычен» 20 интересных фактов о школах в разных странах Плюсы хорошего поведения в школе Как выбрать кружок для ребенка: Советы для родителей Использование нейропсихологического подхода на уроках русского языка |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены