РАЗРАБОТКИ
|
Формирование умений и навыков исследовательской деятельности обучающихся в контексте введения ФГОС нового поколенияАвтор: Туркинен Надежда Викторовна Сегодня мы наблюдаем стремительные изменения во всем обществе, которые требуют от человека новых качеств. Прежде всего – это его способность к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности.Системообразующим компонентов ФГОС второго поколения является результат образования, рассматриваемый в контексте деятельностной парадигмы образования. Процесс учения в рамках данной парадигмы понимается не просто как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития. Главным направлением в работе каждого учителя на ближайшие годы становится осмысление, освоенbя и внедрение в практику работы системно-деятельностного подхода. Стандарты нового поколения помогают научить ребенка учиться. Традиционный подход к процессу обучения не позволяет создать реальные условия для развития активной личности, способной к продуктивным решениям. Сейчас в Российском образовании как никогда актуальна проблема интеграции новых информационных и образовательных технологий в процессе проектно-исследовательской деятельности учащихся как формы проявления и развития их творчества. Оба метода непросто формируют умения, компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с практической деятельностью. Они широко востребованы за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем. Грамотно организованная проектная деятельность позволяет развить:
Алгоритм разработки индивидуального проекта включает следующие этапы учебной деятельности:
Исследовательская деятельность учащихся может быть представлена разными способами: предметная исследовательская деятельность учащихся по алгоритму и проектирование и исследовательская деятельность. Необходимо через различные формы организации: урок, элективный курс, профильное обучение, групповую, индивидуальную, парную форму работы формировать у учащихся навыки проектно-исследовательской деятельности. Такие занятия для учащихся переходят в иное психическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве первооткрывателя, исследователя. Всё это даёт им возможность развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и видеть их применение на практике. Глубоко убеждена, что предметы естественно математического цикла обладают огромным арсеналом для исследовательской деятельности. Поэтому обозначу вопросы которые для меня и сегодня важны: как организовать уроки исследовательской направленности, как найти тему для исследования, какие алгоритмы дать в помощь ученикам, а самое главное как сделать занятия увлекательными и плодотворными? Самым сложным моментом при ведение в учебный процесс исследовательских проектов является подготовительный этап. При планировании обучению на год учителю необходимо выделить ведущую тему или несколько тем, которые будут вынесены на проектирование. Далее нужно сформулировать 10-15 тем на класс (как индивидуальных, так и групповых) работа над которыми потребует усвоения учащимися необходимых знаний и формирования нужного опыта. При определении перечня таких знаний и умений, педагогу необходимо руководствоваться программными требованиями по соответствующему учебному курсу. Желательно дифференцировать предлагаемые темы проектов по степени сложности . Условиями успешной проектной деятельности являются:
Весьма эффективно применение небольших методических рекомендаций или инструкций по выполнению проекта, где указывается необходимая и дополнительная литература для самообразования, требование педагога к качеству проекта, формы и методы количественной и качественной оценки результатов проектирования. В основе проектирования лежит усвоение новой информации, но процесс этот отличается значительной неопределенностью, его нужно организовать и моделировать. Самостоятельное ученическое исследование по такому предмету, например, как химия, возможно только при условии готовности школьника к этому сложному виду деятельности: необходимо, чтобы у учеников были сформированы основные экспериментальные и исследовательские умения (наблюдения, сравнение фактов, свойств веществ и явлений, нахождение причинно-следственных связей, проводить опыты , делать выводы и др.). Умение экспериментального исследования веществ в курсе химии формируются на начальном этапе в 8 классе, где учащиеся разделяют смеси, готовят растворы…. На следующем этапе (9 кл.) – это определение катионов и анионов в растворах, осуществление цепей превращений. Наиболее подходящим для проведения исследовательской работы можно считать возраст 15-17 лет. Назову темы проектов, выполненные старшеклассниками на уроках:
Образовательный процесс не ограничивается только рамками урока, значительную роль играет дополнительное образование школьников. Научно-исследовательская деятельность неотъемлемая часть образования, процесса развития гармонической личности. Это наиболее сложная форма организации внеклассной работы. В школе четвертый год работает творческое объединение «Юный исследователь». Приведу темы выполненных исследовательских работ, являющихся победителями и призерами муниципальных, региональных и российских конференций:
Научно исследовательская работа представляет собой законченный труд, выполненный самостоятельно или под руководством педагога и содержащий полученный в ходе исследования материал, основная характеристика которого – оригинальность. Все изложенное позволяет сделать вывод, что организация научно-исследовательской деятельности способствует творческому развитию личности, формированию ключевых компетенций обучающихся.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены